Снимки «Юноны» подтвердили: ледяной панцирь спутника Юпитера Европы движется
Наука

Снимки «Юноны» подтвердили: ледяной панцирь спутника Юпитера Европы движется

16 мая 2024 года, 14:18

Космический зонд NASA «Юнона» еще 29 сентября 2022 года совершил свой самый близкий облет спутника Юпитера Европы, пролетев в 355 км над его поверхностью. Четыре снимка, сделанные камерой JunoCam на борту аппарата, и один – с помощью прибора SRU, – это первые изображения Европы в высоком разрешении с 2000 года, когда около нее пролетал зонд NASA «Галилео». 15 мая NASA впервые поделилось полученными снимками и выводами ученых, сделанными на их основе.

Пролет «Юноны» над Европой позволил получить изображения вблизи ее экватора. При анализе снимков, исследователи обнаружили, что наряду с ожидаемыми ледяными глыбами, по поверхности спутника Юпитера разбросаны впадины шириной от 20 до 50 км. Они напоминают большие ямы в форме овала, ранее обнаруженные на снимках из других регионов Европы.

Ученые считают, что под ледяной оболочкой Европы находится огромный океан, и особенности ее поверхности связаны с «блужданием полюсов» - теорией, согласно которой внешняя ледяная «корка» спутника находится в постоянном движении. По их словам, опубликованные снимки – это первый случай, когда были зафиксированы характерные для перемещения полюсов разломы в южном полушарии. «Это позволяет предположить, что влияние блуждания полюсов на геологию поверхности Европы более обширно, чем предполагалось ранее», - пояснила Кэнди Хансен из Института планетарных наук в штате Аризона.

Сделанные «Юноной» фотографии также показывают, что на Европе на самом деле нет ранее задокументированного кратера Гверн шириной около 21 км. Он считался одним из немногих ударных кратеров спутника. Снимки камеры JunoCam показывают, что на самом деле «кратер» был всего лишь тенью в форме овала, которую отбрасывали несколько пересекающихся гребней.

Самое детальное изображение Европы – черно-белый снимок, сделанный камерой «Юноны» SRU. Разработанный для поиска тусклых звезд прибор чувствителен к слабому освещению. Снимок был сделан с темной стороны Европы, когда она была освещена только солнечным светом, рассеянным Юпитером. Такой подход позволил увидеть сложные элементы поверхности, в том числе сеть из поперечных выступов и темных пятен площадью 37 на 67 км. Из-за своей формы исследователи прозвали обнаруженный объект «Утконосом».

«Утконос» имеет хаотичный рельеф с холмами, выступающими гребнями и темным красновато-коричневым грунтом. Это самый молодой объект в наблюдаемой местности. Его северное «туловище» и южный «клюв», соединенные «шеей» из покрытой трещинами поверхности, выделяются на фоне окружающего ландшафта из многочисленных ледяных глыб шириной от 1 до 7 км. Гребневидные образования переходят в выступы по краям «Утконоса». По мнению исследователей, это подтверждает теорию о том, что ледяной панцирь Европы может разрушаться в местах, где находятся скопления воды из подповерхностного океана.

Примерно в 50 км к северу от «Утконоса» находится ряд двойных хребтов, обрамленных темными пятнами, подобными тем, которые были обнаружены в других местах Европы. Ученые предположили, что это отложения криовулканических шлейфов. «Эти особенности указывают на современную поверхностную активность и наличие подповерхностной жидкой воды на Европе», - сказала Хайди Беккер из Лаборатории реактивного движения NASA в Южной Калифорнии. По ее словам, изображение, полученное с помощью SRU, поможет определить места для проведения будущих исследований аппаратами NASA Europa Clipper и зондом Европейского космического агентства (ESA) Juice.

Космический аппарат Europa Clipper готовят к запуску, запланированного осенью 2024 года. При этом, к Юпитеру зонд прибудет лишь к 2030 году. Он будет изучать Европу, в том числе – насколько условия на ледяном спутнике могут быть пригодными для жизни. Другой аппарат – Juice, был запущен раньше – 14 апреля 2023 года, но достигнет Юпитера позже – в июле 2031 года. Он будет изучать три больших ледяных спутника газового гиганта, а также огненный Ио и более мелкие небесные тела, уделив особое внимание Ганимеду.

Тем временем «Юнона» продолжает свой путь: 12 мая она совершила 61-й облет вблизи Юпитера. Следующее сближение запланировано 13 июня. Во время него зонд совершит облет Ио – самого вулканически активного тела в Солнечной системе на высоте около 29 300 км от его поверхности.