Ученые выяснили, куда делась вода с Венеры
Наука

Ученые выяснили, куда делась вода с Венеры

7 мая 2024 года, 09:32

Венера, как и Земля, находится в обитаемой зоне, а значит — на ней должна быть вода. Однако все наблюдения показывают, что её там очень мало. Значит, Н2О с ближайшей к нам планеты постоянно куда-то исчезает. И команда исследователей из Университета в Боулдере, похоже, наконец-то нашла «виновника» венерианского «обезвоживания» — ион НСО+.

Если сгладить и понизить рельеф земной суши,, получится океан глубиной три километра. На Венере же глубина аналогичного «океана» составит всего три сантиметра — в сто тысяч раз меньше (при этом ещё и площадь поверхности второй планеты уступает земной). Но ведь учёные предполагают, что в момент зарождения на обеих планетах было сопоставимое количество воды. Куда же она делась с Венеры?

Найти объяснение взялись сотрудники американской Лаборатории физики атмосферы и космоса (LASP). Используя данные о Венере (большая часть из которых была собрана ещё советскими исследовательскими станциями), они прибегли к компьютерному моделированию, чтобы воссоздать физическую картину на этой планете.

И «контрабандист», который извлекает из венерианской атмосферы воду, переправляя её в космос, был обнаружен. Это ион НСО+, состоящий из атомов водорода, углерода и кислорода и благодаря своей лёгкости парящий высоко над поверхностью планеты. А процесс, главным действующим лицом которого является этот ион, известен как «диссоциативная рекомбинация».

Для начала углекислотные облака, сковавшие Венеру много миллионов лет назад, вызвали сильнейший парниковый эффект (раскалив поверхность планеты до 460 градусов Цельсия), из-за чего практически вся вода на ней испарилась, переместившись в атмосферу. Так была потеряна большая часть Н2О. А потом началось самое интересное: дело в том, что HCO+ постоянно образуется в атмосфере, но отдельные ионы крайне недолговечны. Находя свободные электроны, они рекомбинируют, разделяясь надвое. Но «жертвой» каждого такого разделения оказывается лёгкий ион водорода, который улетучивается в космос.

Такой механизм, действующий с древности и до наших дней, способен привести к полному обезвоживанию планеты. Проблема в том, что НСО+ в атмосфере Венеры... ни разу не был обнаружен. Не исключено, впрочем, что зонды просто не были «заточены» под поиски подобных субстанций.

HCO+ обвиняют также в активном обезвоживании Марса, которое, правда, благодаря ледяным шапкам на полюсах несколько затормозилось. Можно рассчитывать, что в не столь отдалённом будущем учёным станет окончательно ясно, почему две ближайшие к нам планеты так и не стали похожими на Землю. Несмотря на то, что отдельные оазисы на том же Марсе оставались на миллионы лет дольше, чем казалось ранее.