Марсианский оазис: озеро в кратере Гейл высыхало дольше, чем считалось
Сотни миллионов лет назад Марс был полон воды, и одно из самых больших озёр находилось в кратере Гейл. Затем всё высохло, как казалось учёным — достаточно быстро. Но новейшие данные марсохода Curiosity неожиданно показали, что это не так, и Гейл оставался полным влаги оазисом спустя целые эпохи после того, как всё вокруг превратилось в пустыню. Возможно, и жизнь погибла в нём не так быстро — если, конечно, она там была.
Бытует представление, что большая часть поверхностной воды на Марсе была потеряна к середине Гесперийского периода, который начался 3,7 миллиарда лет назад и продлился около полутора миллиардов лет. Скорее всего, так оно и было, но всё больше появляется подтверждений того, что отдельные оазисы могли существовать гораздо дольше.
Новейшие данные в пользу этого представления получил старый, но всё ещё очень эффективный марсоход Curiosity, который в кратере Гейл исследует северный склон его центральной горы, называемой Маунт Шарп. Пик высотой больше 5,5 километров отличается слоистостью: у «фундамента» расположены озёрные и речные отложения, а затем нагромождения пород, характерные для пустыни.
«Обычно ветер откладывает осадки очень регулярным, предсказуемым образом. Удивительно, но мы обнаружили, что эти отложенные ветром слои приняли очень странные формы, что наводит на мысль о деформации песка вскоре после его осаждения и намекает на присутствие воды непосредственно под поверхностью. … Эти структуры, образованные водой в песчанике пустыни, показывают, что вода сохранялась на Марсе гораздо позже, чем считалось ранее», — отметила соавтор исследования, Амели Робертс из Имперского колледжа Лондона.
«Эта вода могла быть жидкостью под давлением, которая вытеснялась в осадочные породы и деформировала их. Деформацию мог вызывать процесс её многократного замерзания и оттаивания, особенно если она была солёной и подверженной большим перепадам температур. … Ясно то, что в каждом из потенциальных сценариев деформации этого песчаника общим связующим звеном является вода», — пояснил ведущий автор исследования, Стивен Банхэм.
Следовательно, гигантский кратер Гейл, который когда-то был 150-километровым в поперечнике озером, ещё долго будет находиться в эпицентре научного поиска. «Определение того, были ли когда-то на Марсе и других планетах условия, способные поддерживать жизнь, было основной движущей силой планетарных исследований более полувека. Наши находки открывают новые пути для исследований — проливают свет на потенциал Марса для поддержания жизни и указывают, где нам следует продолжить поиски новых подсказок», — резюмировал Банхэм.