Астрономы докопались до тайны происхождения астероида Камоалева
Наука

Астрономы докопались до тайны происхождения астероида Камоалева

27 апреля 2024 года, 08:52

Астероид Камоалева весьма необычен даже по меркам своих разношёрстных каменных собратьев. Ничего удивительного, что учёных серьёзно волновал вопрос, откуда он взялся. И наконец международная исследовательская группа во главе с китайскими астрономами даёт на него практически окончательный ответ — даже не дождавшись, пока к астероиду отправится зонд КНР, создаваемый при участии России.

В отличие от большинства астероидов в Солнечной системе, которые приходят из Главного пояса и имеют вытянутые эллиптические траектории движения, Камоалева (он же 2016 HO3) вращается практически по той же орбите, что и Земля. Это делает 60-метровое тело потенциально опасным, хотя расчёты вероятности столкновения указывают на ничтожные шансы такого события. Другие особенности (например, спектр отражения) создают вокруг астероида дополнительный ореол загадочности, поэтому учёные просто не могли не попытаться установить его происхождения.

И команде под руководством И Фэя Цзяо это удалось. Впервые в истории учёные смогли не просто предложить убедительную версию рождения астероида, но и буквально ткнуть пальцем в конкретный кратер, из которого он появился. Да, речь идёт о Луне.

После того, как спектральный анализ 2016 НО3 подтвердил его лунную родословную, перед учёными встала самая сложная задача: определить, из какой точки на спутнике Земли происходит этот космический скиталец. Моделирование показало, что для выбрасывания такого осколка за пределы лунной гравитации нужно ударить по ней телом не менее километра в поперечнике. Кратер после такого столкновения должен иметь в диаметре никак не меньше 10 километров, а скорее всего — ещё вдвое больше.

Кроме того, кратер не должен быть слишком древним — судя по всему, Камоалева молод и вращается рядом с нами никак не более 10 миллионов лет. Дело осталось за малым: перебрать многие тысячи дыр, оставленных в поверхности Луны космическими «гостями» и выбрать из них наиболее подходящие. К удивлению учёных, таким из тысяч оказался лишь один.

Это кратер Джордано Бруно — возрастом около 4 миллионов лет и внушительным диаметром 23 километра. Чтобы исключить любые натяжки, команда провела отдельное моделирование столкновения, и оно показало, что такой сценарий рождения 2016 НО3 не только возможен, но и вероятен.

Астрономы и планетологи сами признали, что открытие получилось несколько неожиданным, и с пониманием встретили волну скепсиса со стороны некоторых коллег. По всей видимости, точку в этом вопросе поставят будущие лунные экспедиции, когда они доберутся до Джордано Бруно (расположенного на обратной стороне спутника Земли), а также аппарат «Тяньвэнь-2».

Уже в следующем году этот исследовательский зонд (ранее известный как «Чжэн Хэ» — по имени известного китайского флотоводца), важнейшие научные приборы которого созданы при участии ИКИ РАН, отправится прямо к астероиду Камоалева. Тем самым будет продолжена длинная цепочка космических предприятий, которая в конечном счёте приведёт к появлению на Луне первых китайских и российских космонавтов.