Российские космонавты впервые в этом году вышли в открытый космос
На орбите

Российские космонавты впервые в этом году вышли в открытый космос

25 апреля 2024 года, 15:04

Космонавты Роскосмоса совершили первый в 2024 году выход в открытый космос. Участники 71-й длительной экспедиции на Международной космической станции (МКС) Олег Кононенко и Николай Чуб проведут за бортом около 6,5 часа, выполняя целый список задач. Работы предстоит много: установить аппаратуру на модуле «Поиск», дораскрыть малогабаритный радиолокатор и, если останется время, демонтировать и отрегулировать оборудование, а также взять пробы с поверхности модуля «Наука».

Выходной люк модуля «Поиск» открылся в 17:55 по московскому времени. Ожидается, что космонавты Роскосмоса Олег Кононенко скафандре «Орлан-МКС» № 5 с красными полосками) и Николай Чуб (в скафандре «Орлан-МКС» № 4 с синими полосками) проведут в открытом космосе примерно 6 часов 36 минут.

За это время космонавты должны будут установить научную аппаратуру на малом исследовательском модуле «Поиск» российского сегмента МКС. Для этого они перенесут адаптер со служебного модуля «Звезда», смонтируют платформу на «Поиске» и установят на нее адаптер. Туда поместят научную аппаратуру – приборы «Кварц» и «ТКК-КМ», после чего подключат их.

На этом задачи не заканчиваются: во время внекорабельной деятельности на многоцелевом лабораторном модуле «Наука» Кононенко и Чуб должны будут полностью раскрыть вторую панель малогабаритного радиолокатора, который необходим для мониторинга Земли во время эксперимента «Напор-миниРСА». Исследование будет проводиться для изучения природопользования, экологического контроля и мониторинга чрезвычайных ситуаций.

Если останется время, космонавты планируют демонтировать один из двух контейнеров научного оборудования «Биориск-МСН» и изменить положение блока контроля давления и осаждений, измеряющего скорость, с которой загрязнения оседают на внешней поверхности МКС. Аппаратура  используется в ходе эксперимента «Биориск» для изучения того, как условия космического пространства влияют на состояние систем «микроорганизмы-субстрат». Кроме того, Кононенко и Чуб возьмут пробы-мазки с поверхности модуля «Наука». Это нужно для проведения эксперимента «Тест», который позволит узнать, могут ли элементы конструкции российских модулей МКС разрушаться под влиянием составляющих собственной внешней атмосферы.

Это 72-й выход российских космонавтов в открытый космос в рамках проекта МКС и 62-й плановый. Кроме того, для Роскосмоса это первая внекорабельная деятельность в 2024 году. Олег Кононенко вышел «за борт» орбитальной станции уже в седьмой раз, а Николай Чуб – во второй.

Установленный на «Поиске» прибор «Кварц» позволит изучать и контролировать космическую коррозию на орбитальной станции и будет использоваться для проведения эксперимента «Кварц-М». Аппаратура будет определять характеристики окружающей среды, выявлять наиболее критичные зоны коррозии и причины ее возникновения на материалах и конструкциях МКС. Вторая аппаратура – «ТКК-КМ» – это трансформируемая космическая конструкция из полимерных композиционных материалов с эффектом памяти формы. Она будет использована во время эксперимента «Перспектива-КМ» для испытаний.

В прошлый раз космонавты Роскосмоса Олег Кононенко и Николай Чуб выходили в открытый космос в октябре 2023 года. Тогда они провели снаружи МКС 7 часов 41 минуту, за это время осмотрев дополнительный радиационный теплообменник многоцелевого лабораторного модуля «Наука» и отключив негерметичный контур, из которого произошла утечка теплоносителя.