Индия перестанет мусорить на орбите к 2030 году
На орбите

Индия перестанет мусорить на орбите к 2030 году

23 апреля 2024 года, 11:34

Индийская организация космических исследований (ISRO) намерена к концу десятилетия достигнуть «нулевого» уровня замусоривания орбиты Земли. Такое заявление сделал глава ISRO Шридхара Паникер Соманатх на 42-м ежегодном заседании Межагентского координационного комитета по космическому мусору (МКМ).

Количество мусора, образующегося на орбите в результате человеческой деятельности, растет в геометрической прогрессии и вызывает все больше беспокойства. Все страны решают это по-разному. Например, правительство Японии профинансировало программу по «отлову» мусора с орбиты, и экспериментальный спутник уже приблизился к трехтонной цели. Индия же решила пойти иным путем.

Она хочет до 2030 года снизить до нуля количество образуемого ее аппаратами нового космического хлама. Более того, Соманатх призвал все остальные космические агентства последовать этому примеру.

Как именно Индия добьется этого, пока непонятно, но у ISRO есть план. «Мы предпринимаем очень осторожные действия везде, где это возможно, чтобы утилизировать или убрать космические объекты после того, как их активная деятельность будет прекращена. Для всех аппаратов, которые будут запущены в будущем, мы будем принимать соответствующие меры», — объяснил Соманатх.

У главы ISRO есть определенные основания надеяться на успех: в прошлом месяце отработанная ступень индийской ракеты была сведена с орбиты и сгорела в атмосфере Земли, тем самым «почти не оставив обломков». Возможно, то же самое удастся осуществить и с другими запусками.

Стоит, однако, заметить, что в отличие от сотен спутников, которыми располагают ведущие космические державы (и тысяч в случае с системой Starlink), Индия владеет всего 54 действующими космическими аппаратами. Для такого их количества гораздо проще реализовать «безотходную программу», чем для такой компании, как SpaceX.

Кроме того, не всегда возможно точно предсказать, полностью ли сгорит определенный спутник в атмосфере или нет. Так, США еще с 1950-х годов «бомбардируют» Землю обломками своих аппаратов, в том числе космических станций (что могли видеть в 1979 году жители австралийского города Перт). Последний на данный момент подобный инцидент произошел в марте, когда кусок принадлежащего НАСА мусора с орбиты пробил крышу дома во Флориде и чуть не убил сына его владельца.