NASA проверило оптику нового телескопа «Нэнси Грейс Роман»
Проекты

NASA проверило оптику нового телескопа «Нэнси Грейс Роман»

18 апреля 2024 года, 11:42

Работа над новым космическим телескопом НАСА «Нэнси Грейс Роман» идет полным ходом: американское аэрокосмическое агентство сообщило об объединении всех необходимых для него зеркал. Таким образом, достигнут один из важных моментов в сборке будущего спутника, которая по плану должна завершиться уже этой осенью.

Космическая обсерватория, как и ее предшественники «Хаббл» и «Уэбб», будет проводить исследования космоса в инфракрасном диапазоне. Несколько лет назад проект чуть было не закрыли из-за переориентации Вашингтона на осуществление программы «Артемида» (из опасений, что Китай или Россия обгонят США по времени высадки на Луну), но научному сообществу удалось его отстоять и даже добиться увеличения финансирования.

Теперь инженеры компании-подрядчика после долгих месяцев сборки наконец собрали вместе все 10 зеркал, которые будут представлять собой «глаз» будущего телескопа. Проведя ряд тестов, они убедились, что оптика соответствует всем заданным параметрам, в том числе уровню точности.

До этого каждое из зеркал было подвергнуто индивидуальным тестам, но до сих пор нельзя было сказать, как они поведут себя в сборе. Все они были подогнаны с точностью, допускающей погрешность меньше толщины человеческого волоса. «Это первый свет перед запуском, который мы впервые видим через весь телескоп!» — заявил ведущий инженер по сборке Джошуа Абель, заверив, что команде уже не терпится приступить к следующему этапу работ.

Впрочем, до полной неподвижности конструкции пока далеко, а три зеркала и вовсе будут снабжены специальными приводами, чтобы они могли «донастраиваться» в космосе — прицеливаясь к тем или иным объектам, являющимся мишенями для наблюдений. Кроме того, всю систему подвергнут вибрационным и акустическим испытаниям, чтобы понять, как она поведет себя в момент запуска.

Запуск произойдет на ракете Falcon Heavy компании SpaceX. НАСА рассчитывает, что это случится поздней осенью — после того, как готовый телескоп будет доставлен в Центр космических полетов имени Годдарда. Ход работ позволяет надеяться, что на этот раз их график не будет сорван.

После того как «Нэнси Грейс Роман» окажется на орбите Земли, перед ней встанет целый ряд амбициозных задач из самых разных областей космической науки. Например, поиск новых, в том числе потенциально пригодных для жизни экзопланет, которые ранее были недоступны для наблюдений, картографирование центральной области Млечного Пути с помощью микролинзирования, а также обнаружение «миров-странников». Подробнее — в нашем материале.