«Аполлон-13»: как реальный космический полет стал классикой кино
Проекты

«Аполлон-13»: как реальный космический полет стал классикой кино

11 июля 2025 года, 13:59

В апреле 1970 года мир затаил дыхание: на пути к Луне в корабле «Аполлон-13» произошел взрыв. Миссия оказалась под угрозой срыва. Спустя 25 лет эту историю перенесли на экран. Зрители смотрели фильм, уже зная развязку, но все равно переживали за героев. Лента «Аполлон-13» вновь показала, что космос – это тяжело, а тщательно подготовленная экспедиция может пойти не по плану. Pro Космос разобрался, как реальная авария стала вдохновением для культового кино и почему оно так повлияло на массовую культуру.

Реальная история «Аполлона-13»: успешный провал NASA

«Аполлон-13» был третьей экспедицией NASA, планировавшего высадку людей на Луну в рамках программы «Аполлон». Старт корабля состоялся 11 апреля 1970 года. На борту находились астронавты Джим Ловелл, Фред Хейз и Джек Суайгерт. Через двое суток после старта произошла авария: при обычной процедуре перемешивания жидкого кислорода вспыхнуло поврежденное электропроводом содержимое бака. Взрыв вывел из строя сервисный модуль космического корабля и лишил экипаж запаса кислорода и электроэнергии. Пилотируемую высадку на Луну пришлось отменить.

NASA срочно перевело астронавтов в лунный модуль «Водолей», который стал резервным укрытием. Однако новый план полета родился не сразу. Инженерам в центре управления полетами пришлось обеспечить выживание экипажа с минимальными ресурсами. Например, они столкнулись с проблемой очистки воздуха от углекислого газа: фильтры одного модуля не подходили к системам другого. Команда на Земле разработала адаптер из подручных средств, чтобы соединить несовместимые элементы. Эта находка впоследствии стала одним из узнаваемых эпизодов миссии и фильма.

После разворота вокруг Луны корабль взял курс к Земле. Астронавты испытывали нехватку энергии и воды, но продолжали следовать инструкциям. 17 апреля 1970 года они благополучно приводнились в Тихом океане. Президент США назвал миссию «успешным провалом», подчеркнув, что несмотря на отказ систем, спасение экипажа стало результатом грамотной работы инженеров.

Экранизация: как снимали «Аполлон-13»

В 1995 году режиссер Рон Ховард выпустил фильм «Аполлон-13», в основу которого легли мемуары командира миссии Джима Ловелла. В главных ролях снялись Том Хэнкс, Билл Пэкстон и Кевин Бейкон. NASA помогало съемочной группе: консультантами стали инженеры и руководители полетов, включая Джерри Гриффина. Актеры прошли краткий курс подготовки и тренировались в условиях, приближенных к невесомости, на борту специального самолета KC-135. Благодаря этому сцены внутри корабля выглядят достоверно.

Авторы стремились сохранить историческую точность, но допустили несколько отклонений. Некоторые персонажи были объединены, а диалоги адаптированы для драматургии. Реплика «Хьюстон, у нас проблема» получила узнаваемую формулировку именно в фильме – в реальности она звучала иначе и произнес ее не Ловелл. Тем не менее, участники событий отмечали, что фильм в целом передает дух миссии.

Оценки и восприятие

Фильм был номинирован на 9 премий «Оскар» и получил две – за лучший монтаж и звук. На Rotten Tomatoes его рейтинг составляет 94%. В прокате картина собрала более $355 миллионов, что очень хорошо для кино образца 1995 года. На «Кинопоиске» его средняя оценка – около 7,7. Лента также вошла в Национальный реестр фильмов США.

Критики отмечали сочетание технической достоверности и драматургии. Зрители, знакомые с историей миссии, воспринимали фильм как точную реконструкцию. Молодая аудитория воспринимала его как напряженную драму с сильной фактурой. Фразы из сценария вошли в обиход, а образы – в массовую культуру.

Цитаты и мемы

Фраза «Хьюстон, у нас проблема» после фильма стала использоваться в самых разных контекстах. Ее произносят в новостях, политике и даже в быту. Еще одна цитата, «Поражение – это не вариант», также возникла в фильме, а не в реальной миссии. В сознании американцев она закрепилась за образом руководителя полета Джина Кранца, поэтому позже он использовал ее как название автобиографии. В странах СНГ она не нашла популярность.

Сцены из фильма вдохновили мемы и пародии. Например, кадры сборки переходника из шлангов и скотча до сих пор появляются в юмористических роликах. В культурах разных стран фильм стал символом инженерной находчивости, особенно в кризисных ситуациях. В 1990-х он на несколько лет возродил интерес к программе «Аполлон» и истории освоения Луны.

Влияние

«Аполлон-13» показал, что герои космоса – не только летчики, но и инженеры. Это важно: обычно внимание общественности приковано к сотне героев, которые летают в космос, но не к специалистам разных профессий, благодаря которым пилотируемые экспедиции вообще возможны. В фильме подчеркнута роль коллектива центра управления: без их решений астронавты не смогли бы вернуться. На экране инженеры и техники действуют слаженно и решают задачи с помощью расчетов и импровизации. Это сближает картину с научным подходом и показывает, как работает прикладная наука.

Многие критики и специалисты указывали, что фильм сделал понятным зрителю, как в реальности решаются задачи в экстремальных условиях. По мнению журналистов Space.com, «Аполлон-13» стал одним из самых реалистичных фильмов о космосе. Сейчас сравнивают с «Марсианином», который пошел тем же путем: сделал акцент на инженерные решения и командную работу.