Глобальное потепление изменило скорость вращения Земли
Наука

Глобальное потепление изменило скорость вращения Земли

29 марта 2024 года, 12:30

Ученые выяснили, что таяние льда на полюсах Земли из-за глобального потепления замедляет скорость вращения нашей планеты. Это может повлиять на точность отсчета времени, в частности отсрочить необходимость в корректировке мирового времени на три года.

«Растаяло достаточно льда, чтобы уровень моря поднялся настолько, что мы действительно можем видеть, как это повлияло на скорость вращения Земли», — говорит автор исследования Дункан Агню из Калифорнийского университета в США. Согласно его анализу, из-за глобального потепления не будет необходимости в добавлении еще одной високосной секунды с 2026 по 2029 год.

Времяисчисление традиционно основывалось на астрономии. Раньше было достаточно знать, что за один день планета совершает один полный оборот вокруг своей оси, однако современные технологии требуют невероятного уровня точности. Теперь время показывают не солнечные часы, а атомные, в которых секунда определяется как 9 192 631 770 колебаний атома цезия. Главная цель — убедиться, что атомное время идеально синхронизировано с астрономическим. Например, это необходимо для определения положения космических кораблей, спутников, ракет, самолетов, подводных лодок, а также передвижения автомобилей.

Колеблющаяся скорость вращения планеты тщательно отслеживается Международной службой вращения Земли (МСВЗ). В начале 1970-х годов вращение Земли явно замедлилось, и образовался разрыв между атомным и астрономическим временем. Так, с 1972 года появилась практика добавления 60-й секунды к последней минуте 31 декабря, чтобы отрегулировать отставание. За более чем 50 лет к Всемирному координированному времени (UTC) добавили 27 секунд. Это привело к ряду проблем с вычислительной техникой, поэтому метрологические организации приняли решение отказаться от високосных секунд с 2035 года. Исследователи особенно опасаются следующей скачкообразной секунды, потому что, вероятно, впервые это будет уже отрицательная секунда, а не дополнительная.

Однако Земля больше не замедляется — наоборот, скорость ее вращения немного ускорилась в последнее время. В связи с этим с конца 2016 года не было добавлено ни одной високосной секунды.  Данные со спутников показывают, что с начала 1990-х годов таяние ледников в Антарктиде и Гренландии смещает талую воду к экватору, из-за чего форма планеты стала более сплюснутой и менее шарообразной.

Исследование Дункана Агню показывает, что, из-за таяния льдов, скорость Земли снизилась — а значит, вычитание одной секунды из всемирного времени можно отложить на три года — до 2029-го, вместо 2026, как планировалось ранее. Кроме того, подобные манипуляции со временем придется проводить реже. Это хорошая новость для метеорологов, поскольку непонятно, какие последствия были бы из-за такой коррекции. Сам же ученый в очередной раз показал, как деятельность человека напрямую влияет на планету.