Китай разрабатывает технологию орбитальной дозаправки спутников
Технологии

Китай разрабатывает технологию орбитальной дозаправки спутников

27 марта 2024 года, 13:40

Народно-освободительная армия Китая (НОАК) активно работает над созданием технологии орбитальной дозаправки спутников, говорится в отчете Института исследования китайских аэрокосмических систем (CASI). К разработке, в том числе, привлекают частные космические компании.

В документе подчеркивается, что НОАК уделяет стратегическое внимание расширению своих возможностей в области орбитальной логистики и приветствует вклад коммерческих предприятий в космический сектор. Отмечается, что одна из частных компаний – Space Walk – подписала соглашение с поставщиком пусковых услуг iSpace на испытательный полет спутника с двумя роботизированными манипуляторами, чтобы протестировать технологию стыковки. Запуск должен был состояться в феврале 2021 года с помощью ракеты-носителя «Гипербола-1», но во время старта произошла авария, и аппарат был потерян.

Отмечается также, что Шанхайская академия технологий космических полетов (SAST) создает космический аппарат для дозаправки спутников с 2018 года. Она успешно испытала технологию стыковки в конце 2021  начале 2022 года с помощью экспериментального космического аппарата «Шицзянь-21». Тогда он состыковался с вышедшим из эксплуатации спутником «Компасс-G2» системы навигации «Бэйдоу», после чего взял на себя роль «космического буксира» и отправил его на так называемую «орбиту захоронения».

Отчет указывает на растущий интерес и рост инвестиций в КНР в сфере обслуживания спутников на орбите. Министерство науки и технологий Китая включило разработку соответствующих технологий в свой план развития с 2016 года. В отчете также сказано, что с 2018 года ведется разработка компьютерной программы-симулятора, которая позволит обучать дозаправке в космосе операторов военных спутников.

Помимо Space Walk, вероятно, есть и другие частные компании, которые занимаются созданием космических аппаратов-«заправщиков». В докладе также отмечается, что разведка США в курсе достижений Китая в области орбитального обслуживания спутников и, предположительно, разрабатывает меры противодействия.

Ранее в этом месяце NASA закрыло многомиллиардный проект по созданию аппарата OSAM-1, который должен был собирать и обслуживать спутники на орбите. Причиной стали значительные задержки сроков реализации и финансовые проблемы.

На прошлой неделе американская частная компания Sierra Space выиграла контракт Космических сил США на создание космического аппарата Spectre, предназначенного для дозаправки, ремонта и обслуживания военных спутников на околоземной орбите. Планируется, что он сможет аккуратно и точно сближаться с другими космическими аппаратами для проведения работ. Запуск аппарата может состояться в 2025 или 2026 году.