NASA закрыло дорогостоящий проект по дозаправке спутников
Проекты

NASA закрыло дорогостоящий проект по дозаправке спутников

4 марта 2024 года, 08:41

В NASA объявили о закрытии проекта OSAM-1 (On-orbit Servicing, Assembly, and Manufacturing 1) по дозаправке спутников на орбите. Такое решение в американском агентстве приняли по итогам аудиторской проверки, которая выявила значительный перерасход средств (стоимость проекта уже перевалила за $2 млрд) и отсутствие необходимой квалификации у ведущего подрядчика — компании Maxar. В результате работы лишились 450 сотрудников, но в NASA пообещали поддерживать их финансово как минимум до конца сентября 2024 года.

Проект NASA по дозаправке спутников стартовал в 2015 году. Первоначально он носил название Restore-L, в 2020-м его переименовали в OSAM-1. Целью проекта было продлить срок службы спутника дистанционного зондирования Земли Landsat 7, который был выведен на орбиту еще в 1999 году. Однако за десять лет, прошедших с момента запуска программы, каких-либо успехов добиться так и не удалось: ее руководители столкнулись лишь с задержками и существенным перерасходом средств.

По состоянию на апрель 2022 года, общая стоимость проекта выросла до $2 млрд (против прогнозируемых $753 млн), а ее запуск был отложен до декабря 2026-го. При этом в отчете генерального инспектора NASA по итогам годичного аудита указывалось, что программу ждут дополнительные расходы и срывы по срокам: так, в частности, ее стоимость составит $2,17 млрд, а запуск будет перенесен на период с марта по июнь 2027 года.

Ключевой проблемой была названа низкая эффективность подрядчика Maxar, который был приобретен частной инвестиционной компанией Advent International в мае 2023 года, а после разделен на два бизнеса: компанию Maxar Intelligence, специализирующуюся на спутниковых снимках и аналитике, и Maxar Space Systems, занимающуюся производством космических аппаратов. В рамках проекта OSAM-1 подрядчик должен был поставить спутниковую «шину» (основной корпус спутника, где хранится полезная нагрузка и все научные приборы) и полезную нагрузку SPIDER по контрактам общей стоимостью почти $316 млн.

Свои обязательства Maxar выполнила, но сделала это с большими задержками по срокам: корпус для OSAM-1 был поставлен с отставанием от графика на два с половиной года, а компоненты SPIDER — более чем на два года. «Официальные лица NASA и Maxar признали, что компания недооценила масштаб и сложность работы, не имела полного понимания технических требований NASA и не обладала необходимыми экспертными знаниями», — отмечалось в отчете генерального инспектора NASA.

В конечном итоге, в агентстве приняли решение свернуть проект, отметив, что дальше работать с подрядчиком Maxar не имеет смысла. «После углубленного независимого анализа NASA решило прекратить проект OSAM-1 из-за сохраняющихся технических проблем, затрат и графика, а также ухода сообщества от дозаправки неподготовленных космических аппаратов, что привело к отсутствию перспективного партнера», — говорится в сообщении NASA.

В общей сложности над проектом OSAM-1 трудились 450 человек. Помимо работников компании Maxar, реализацией программы также занимались сотрудники Центра космических полетов имени Годдарда в Мэриленде. Как уточнили в агентстве, все они будут финансово поддержаны агентством как минимум до конца финансового 2024 года (до конца сентября 2024-го).

«Хотя мы разочарованы решением о прекращении программы, мы полны решимости поддержать NASA в поиске потенциальных новых партнеров или альтернативного использования оборудования по мере завершения работы», — указал представитель Maxar Space Systems Эрик Гласс.

Ранее стало известно, что порт дозаправки PRM от компании Northrop Grumman был выбран для военных спутников США. Он сможет передавать топливо аппаратам на орбите, чтобы продлевать срок их эксплуатации. Первые спутники, поддерживающие технологию, отправятся на орбиту в 2025 году.