Китайский секретный космоплан CSSHQ: как устроен, для чего нужен и чем похож на военный X-37B
Космоплан CSSHQ — символ амбиций Китая в многоразовых технологиях и прямой вызов американскому крылатому аппарату X-37B. Его полеты демонстрируют прогресс от коротких тестов к сложным длительным миссиям с маневрированием и захватом субспутников. Эксперт Pro Космоса Игорь Афанасьев разобрался, для чего предназначен CSSHQ, каковы его ключевые особенности и что о нем говорят на Западе.
4 сентября 2020 года из китайского Центра космических запусков Цзюцюань (автономный район Внутренняя Монголия) стартовала ракета «Чанчжэн-2F» (CZ-2F) с экспериментальным космическим кораблем многоразового использования. Названия у аппарата не было, и в англоязычных СМИ его окрестили как CSSHQ — по первым буквам китайского обозначения «кэ чунфу шиюн шиянь хантяньци»).
Официальное агентство «Синьхуа» сообщило: «Аппарат будет находиться на орбите некоторое время, после чего вернется на Землю. В этот период он будет тестировать многоразовые технологии и поддерживать мирные космические проекты».
Запуск прошел в условиях строгой секретности, даже время старта не было объявлено заранее. Ракета CZ-2F, созданная для пилотируемых кораблей «Шэньчжоу», ранее использовалась для вывода на орбиту малых космических лабораторий «Тяньгун». К тому моменту ее применили лишь 13 раз, в том числе 11 раз для пилотируемых миссий «Шэньчжоу» (пять беспилотных и шесть пилотируемых) и дважды для «Тяньгунов». Вариант без системы аварийного спасения может доставить на низкую орбиту до 8500 кг груза; вероятно, он и был запущен 4 сентября.
По неофициальным данным, Китай уже несколько лет занимался разработкой космоплана «Шэньлун», который на Западе считали аналогом многоразового крылатого аппарата X-37B, созданного компанией Boeing для Космических сил США. Наблюдатели полагали, что в эпоху интенсивного освоения космоса страна так или иначе предпримет усилия по освоению технологии многоразовых космических аппаратов. Одним из проектов, о которых почти ничего не знали, как раз и был CSSHQ.
Шпион или бомбардировщик: зачем США нужен космоплан X-37B
Эта разработка была окружена завесой секретности, но западные эксперты и наблюдатели собрали достаточно данных, чтобы оценить его возможности, цели и достижения.
Обзор космоплана CSSHQ: конструкция и назначение
CSSHQ — это беспилотный крылатый космический аппарат, разработанный Китайской академией космических технологий CAST, которая также отвечает за пилотируемые корабли «Шэньчжоу» и множество спутников. Он предназначен для орбитальных миссий с возвращением на Землю и повторным запуском, что делает его многоразовым. По оценкам экспертов, масса аппарата — около пяти тонн (хотя иногда упоминается 8,5 тонны), длина — около 10 метров, а размах крыльев — 4,55 метра. Эти характеристики делают CSSHQ очень похожим на X-37B.
Внешний вид аппарата до сих пор является тайной, хотя некоторые ключевые особенности известны, например:
Крылатая конструкция, которая позволяет совершать планирующий спуск в атмосфере и горизонтальную посадку на обычную взлетно-посадочную полосу (ВПП), аналогично шаттлу или «Бурану». Посадки CSSHQ происходят на аэродроме Лоб-Нор в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Теплозащита, состоящая из 1275 плиток из многоразового абляционного материала. Последний превосходит по характеристикам PICA-X, используемый SpaceX для теплозащиты кораблей Dragon, но тяжелее. После второй миссии 286 плиток были заменены из-за повреждений.
Аппарат, как и последняя версия X-37B, состоит из крылатой секции и служебного модуля. Последний включает панели солнечных батарей, разворачиваемые на орбите для энергоснабжения.
Маневренность, позволяющая аппарату изменять орбиту, сближаться с другими объектами и выпускать субспутники. Его запас характеристической скорости ограничен, но достаточен для инспекции или орбитального обслуживания спутников.
Запуск производится ракетой «Чанчжэн-2F/T» (грузовой вариант CZ-2F) с космодрома Цзюцюань. По одной из версий, грузоподъемность носителя используется не полностью, по другой выбор реальных орбит CSSHQ требует снижения массы полезной нагрузки.
Китайские официальные лица подчеркивают мирные цели проекта: верификация многоразовых технологий, орбитальное обслуживание, научные эксперименты и поддержка гражданских задач, таких как доставка грузов на космические станции или даже орбитальный туризм. Однако видя секретность, окружающую проект, западные эксперты предполагают его военную направленность, включая разведку спутников, тестирование оружия или инспекцию иностранных объектов.
Ранее сообщалось, что в Китае ведется разработка многоразового суборбитального аппарата AT-1B, предназначенного для вертикального взлета и посадки (прототип испытан в 2021 и 2022 годах). Некоторые гипотезы связывают AT-1B и CSSHQ в двухступенчатую систему запуска, но никаких доказательств родства проектов нет.
История полетов космоплана CSSHQ: от тестовых миссий к долгосрочным
Китай провел три успешных полета экспериментального космоплана CSSHQ. Ни в одном из них в СМИ не просочились ни фото, ни видео запуска, хотя некоторые детали позволяли составить представление об аппарате. Все запуски выполнялись на низкую орбиту с наклонением около 50°, что достаточно сильно отличается от параметров орбиты его западного визави X-37B.
Первый орбитальный полет китайского многоразового крылатого аппарата CSSHQ начался 4 сентября 2020 года. Аппарат вывели на орбиту с наклонением 50,2° и высотой от 331 до 348 километров. Пикантный момент — космоплан был запущен практически в одну плоскость с американским аппаратом, но не с X-37B, который в тот момент находился на орбите, а с другим! Речь идет о спутнике USA-276, запущенном 1 мая 2017 года по заказу Национального управления военно-космической разведки (NRO).
В СМИ ключевая информация о задачах миссии звучала так: «Согласно плану, аппарат будет тестировать технологии многоразового использования и обслуживания на орбите, предоставляя техническую поддержку для мирного освоения космического пространства».
После двухдневного пребывания на орбите CSSHQ успешно вернулся на Землю и совершил посадку на взлетно-посадочную полосу космодрома Лоб-Нор. Миссия стала важным достижением для китайской космонавтики — это был первый орбитальный полет и горизонтальная автоматическая посадка многоразового крылатого аппарата без экипажа.
Второй орбитальный полет начался 5 августа 2022 года. CSSHQ был выведен на слабоэллиптическую орбиту наклонением 50° и высотой 346-593 километров. Цели полета декларировались прежние: «тестирование многоразовых технологий и орбитального обслуживания». Но на этот раз космоплан выпустил субспутник, затем захватил его, перенаправил и вернул на Землю.
Полет продолжался 276 суток. Посадка произошла в мае 2023 года. Из интересных особенностей миссии можно назвать то, что после запуска на орбите были обнаружено восемь объектов, включая фрагменты и неизвестные элементы. Это подтверждало «способности к манипуляциям в космосе».
Кроме того, несомненно, что вторая миссия продемонстрировала рост продолжительности полета по сравнению с первой.
Третий орбитальный полет начался 14 декабря 2023 года. CSSHQ вывели на орбиту с наклонением 50° и начальной высотой 333-348 км. Позже апогей подняли почти до 600 км. Аппарат маневрировал, 24 мая 2024 года выпустил субспутник, через месяц сблизился с ним, возможно, захватил и выпустил повторно. Оптические наблюдения выявили наличие у CSSHQ аэродинамических поверхностей и панелей солнечных батарей, как у X-37B.
Полет продолжительностью 268 дней совпал по времени с запуском X-37B (OTV-7) 29 декабря 2023 года, что эксперты назвали «дуэлью мини-шаттлов». Миссия завершилась посадкой 6 сентября 2024 года.
Сравнение космопланов CSSHQ и X-37B: что говорят западные эксперты
Западные аналитики, такие как Марко Лангбрук (нидерландский наблюдатель спутников), отмечают поразительное сходство CSSHQ с X-37B. Оба аппарата — беспилотные, крылатые, многоразовые, с массой около 5 т и размахом крыла ~4,5 м. На счету X-37B больше полетов (восемь, последняя — OTV-8 – началась 22 августа 2025 года, но CSSHQ быстро наращивает опыт.
В интернете появились снимки створок, обнаруженных после падения головного обтекателя «Чанчжэн-2F/T» в китайских провинциях. На фото видно, что створки имеют стандартный диаметр 4,2 метра и четыре выступа. Вероятно, они предназначены для крепления аэродинамических поверхностей аппарата, таких как крылья и хвостовые стабилизаторы. По этим признакам наблюдатели считают, что CSSHQ по форме и размерам напоминает X-37B.
Согласно докладу, опубликованному в Гонконге в мае 2024 года, CSSHQ также оснащен служебным модулем, как и X-37B. Специалисты из США, в частности из Космического командования, следят за орбитами и маневрами CSSHQ, отмечая его потенциал для «разведки других спутников», хотя его возможности ограничены. Некоторые источники связывают CSSHQ с гиперзвуковыми испытаниями 2021 года.
Ключевые различия:
Продолжительность миссий: X-37B летает годами; CSSHQ — от пары дней до 9 месяцев.
Запуски: X-37B может стартовать на ракетах Atlas V, Falcon 9 или Falcon Heavy; CSSHQ — только на CZ-2F/T.
Цели: США признают за космопланом военные задачи (разведка, тестирование); Китай акцентирует мирные, но западные эксперты подозревают CSSHQ в инспекции спутников или испытаниях гиперзвукового оружия.
Предназначение и перспективы космоплана CSSHQ
Официально CSSHQ тестирует многоразовые технологии для мирного космоса: доставка грузов, научные эксперименты, орбитальное обслуживание (захват/перенаправление спутников). Однако секретность, окружающая проект, позволяет западным наблюдателям предполагать военные применения — инспекцию, разведку или даже противоспутниковые операции.
Они же полагают, что в будущем CSSHQ сможет стыковаться с китайской станцией «Тяньгун» или стать частью двухступенчатой транспортной системы с AT-1B. Китай также разрабатывает гражданский аналог — «Хаолун» (длина 10 м, размах 8 м), похожий на Dream Chaser.
Как устроен мини-шаттл Dream Chaser и куда он будет летать
Для Китая это технологический прорыв: освоение крылатых возвращаемых аппаратов, где США лидируют со времен шаттлов. Если проект будет продолжен и расширится, CSSHQ усилит позиции КНР в космосе.
Конкуренцию космопланам составляют капсулы — бескрылые полубаллистические аппараты. К ним относятся пилотируемые корабли капсульного типа — Dragon, «Союз» и Starliner. Как им удалось обеспечить капсулам 100-процентное доминирование? Объяснили в разборе.