Галактика «под давлением» и протозвездная система: свежие снимки «Хаббла»
Большой взрыв

Галактика «под давлением» и протозвездная система: свежие снимки «Хаббла»

26 марта 2024 года, 12:35

Космический телескоп «Хаббл», несмотря на более 30 лет службы, продолжает радовать новыми снимками. На этот раз в фокусе его инфракрасных камер оказались галактика LEDA 42160, с трудом проглядывающая сквозь гигантское облако космического газа, а также яркая протозвезда, превращающаяся в полноценное светило прямо на глазах.

Скопления межгалактического газа могут быть действительно огромными — настолько, что способны регулировать процессы роста и развития целых галактик. Карликовая LEDA 42160 — прекрасный тому пример. Находящаяся на расстоянии около 52 миллионов световых лет от Земли, в созвездии Девы, она напрямую зависит от огромной туманности перед ней, прежде всего — в вопросе звездообразования.

По мере того, как галактика движется сквозь газ и пыль, эти последние оказывают на неё мощное ударное давление. Причём его результаты, в зависимости от капризов природы, могут быть прямо противоположными: оно может как «вымести» из галактики материал, из которого образуются звёзды, так и резко сжать его, тем самым ускорив процесс звездообразования.

Истинное положение дел и пытались установить исследователи с помощью «Хаббла». История наблюдений показывает, что в крупных галактиках события обычно развиваются по второму сценарию. А что с карликовыми? По-видимому, аналогично: яркие пятна в правой нижней оконечности LEDA 42160, скорее всего, являются именно областями активного звездообразования, возникшими под большим давлением.

Что же касается второго снимка — то здесь пейзаж ещё более замечательный. На нём видна FS Tau — многозвёздная система, состоящая как минимум из двух ярких объектов: FS Tau A примерно в середине снимка и FS Tau B, в крайнем правом углу, скрывающегося за вертикальной полосой пыли. Система эта неприлично молода — всего 2,8 миллиона лет, то есть в полторы тысячи раз моложе нашего Солнца.

Поэтому неудивительно, что она до сих пор находится в процессе формирования, и оба «компаньона» — это ещё протозвёзды. Причём второй из них, по всей видимости, находится на пути превращения в переменную звезду, типа известной Т Тельца — то есть будет ритмично менять яркость, как гигантский стробоскоп.

Впрочем, даже на этапе протозвезды FS Tau B очень активна и постоянно выбрасывает потоки плазмы. Именно такой момент и ухвачен на снимке — асимметричная струя, легко различимая по яркому синему свету, пронизывает газопылевые клубы, как выхваченная фотоаппаратом с малой выдержкой молния. Особенно яркие моменты получаются, когда такие струи сталкиваются с облаками газа и ионизируют его.

Впрочем, не менее интересными, чем зарождающиеся звёзды, могут быть уже сформировавшиеся сверхгиганты. Особенно — голубые, классов О и В. Долгое время учёные не могли понять, почему этих ярчайших колоссов фактически больше, чем предсказывала теория. И лишь на днях астрономы смогли разрешить загадку «лишних» звёзд.