В КНР испытали прототип ядерного двигателя для полета на Марс
Технологии

В КНР испытали прототип ядерного двигателя для полета на Марс

21 марта 2024 года, 08:53

Китайские ученые сообщили о создании и успешном испытании прототипа ядерного ракетного двигателя, который планируется задействовать в межпланетных полетах, прежде всего, на Марс. Мощность двигательной установки составляет 1,5 МВт, а ее размеры сопоставимы с обычным транспортным контейнером. В рамках прошедших тестов инженеры проверили систему теплоотвода от реактора на основе лития, а в дальнейшем намерены испытать его уже с ядерным топливом. Утверждается, что двигатель сможет составить конкуренцию аналогичной разработке NASA, так как в семь раз превосходит ее по мощности.

Созданием прототипа ядерного ракетного двигателя мощностью 1,5 МВт занимался консорциум из десятка китайских исследовательских институтов и университетов. Характеристики установки и детали о прошедшем испытании изложены в статье научного журнала Scientia Sinica Technologica. Отмечается, что реактор будет весить менее восьми тонн и отличаться довольно компактными габаритами (примерно с транспортный контейнер), что позволит поместить его под стандартный обтекатель ракет-носителей.

Чтобы уменьшить размеры двигателя, была использована система охлаждения жидким литием. Китайские конструкторы смогли объединить системы отведения тепла и радиационные экраны в один единый элемент.

Однако в космосе размеры двигательной установки существенно изменятся, поскольку ее должны развернуть и дооснастить радиаторами охлаждения и необходимой обвязкой (для полетов на Марс ракеты, вероятнее всего, будут собираться на орбитах вокруг Земли или Луны, поэтому в космос придется поднимать отдельные их части, включая ядерный реактор). Таким образом, в полностью готовом к работе виде установка по высоте достигнет 20-этажного дома.

Среди других характеристик китайской разработки — очень высокая по сравнению с обычными реакторами температура теплоносителя, которая составит 1276 °С. За счет этого гелий и ксенон в жидкой фазе будут переходить в газообразную, тем самым запуская генератор и обеспечивая высокую мощность. Как утверждают создатели, благодаря быстрым нейтронам ядерная установка будет обеспечена эффективным и непрерывным запасом энергии как минимум на 10 лет. Еще одним ее преимуществом называются устойчивые к коррозии материалы, из которых выполнен, в частности, теплообменник реактора (из сплава вольфрама).

На данный момент прототип ракетного двигателя был испытан без ядерного топлива с подачей тепла от внешнего источника, подчеркнули китайские специалисты. Главной задачей этих тестов стала проверка системы теплоотвода от реактора на основе лития. Также инженеры проверили работоспособность силовой установки с циклом Брайтона и оценили устойчивость материалов к высокотемпературной среде. Непосредственно испытания с ядерным топливом начнутся позднее.

Впрочем, пока еще неизвестно, будет ли ядерный двигатель воплощен именно в такой версии. Помимо этого, китайские инженеры ничего не говорят про тягу, создаваемую установкой. Либо речь идет об электрическом двигателе, разгоняющем частицы нейтральных газов или воды, либо же об установках на осколках деления (реактивной массы в данном случае выступают сами продукты распада). Эксперты предполагают, что имеется в виду, скорее всего, электроракетный двигатель.

Что же касается возможных сроков создания рабочей версии такого ядерного реактора, то в КНР высказываются на этот счет довольно осторожно. По признанию специалистов, на разработку уйдут годы экспериментов и научной деятельности. Однако они рассчитывают, завершить работу к 2035 году. Тем более что недавно глава Роскосмоса Юрий Борисов заявил о планах РФ и Китая отправить на Луну в середине 2030-х годов ядерный реактор для лунной базы.

Несмотря на некоторую неопределенность, исследователи из КНР утверждают, что их разработка в семь раз превосходит по мощности ядерный реактор, который строит NASA в рамках проекта DRACO. Его созданием занимаются военно-промышленная компания Lockheed Martin и стартап IX. Мощность установки составит 20 кВт, ее запуск на Луну намечен на начало 2030-х.

Более того, по словам китайских ученых, космические корабли, оснащенные ядерными двигателями, смогут долететь до Марса за три месяца (если условия будут благоприятными), в то время как аппаратам с химическими двигателями (как, например, корабль типа Starship от Илона Маска) потребуется по меньшей мере семь месяцев.