Обратный отсчет пошел: раскаленная экзопланета скоро врежется в свою звезду
Большой взрыв

Обратный отсчет пошел: раскаленная экзопланета скоро врежется в свою звезду

21 марта 2024 года, 13:52

Горячий юпитер WASP-12b в момент открытия был самой горячей экзопланетой из когда-либо наблюдавшихся. Глядя на то, как приливные силы звезды искажают форму огромной планеты, астрономы не сомневались, что когда-нибудь она будет поглощена своим светилом. Но новое исследование показало, что это произойдет гораздо быстрее, чем предполагалось. Газовый гигант уже движется по смертельной спирали.

WASP-12b — экзопланета весьма необычная. Находясь примерно в 1400 световых годах от Солнечной системы, она вращается вокруг своего желтого карлика с огромной скоростью — делая один оборот чуть больше, чем за сутки. Из-за этого температура ее поверхности составляет 2210 °С, что делает ее одной из самых горячих планет, известных человечеству.

Это же небольшое расстояние, в сочетании с огромным размером и сравнительной разреженностью планеты, придает ей очень необычную форму — даже не геоида, а яйца, острым концом вытянутого в сторону звезды, которая непрерывно высасывает материю с планеты, образуя вокруг себя нечто вроде ореола.

Но вращение газового гиганта далеко от стабильности: постоянные рывки скорости и изменения орбиты WASP-12b свидетельствуют о том, что она уже начала свой путь к гибели — столкновению со звездой. Предыдущие оценки давали ей еще примерно 10 миллионов лет жизни, но новое исследование существенно сократило даже этот, в космических масштабах очень небольшой срок.

«По нашим расчетам, планета врежется в звезду всего через три миллиона лет. Это невероятно короткий промежуток времени, учитывая, что возраст звезды составляет около трех миллиардов лет», — отметил астроном из Университета Падуи и ведущий автор исследования Пьетро Леонарди.

Особый драматизм этому придает другое открытие Леонарди и его коллег: оказывается, сама звезда WASP-12 тоже долго не протянет. Новейшие наблюдения свидетельствуют, что она очень активна, в частности покрывается огромным количеством пятен. Но это не ее обычная активность, а признак того, что она уже подошла к концу своей жизни в рамках главной последовательности.

Это значит, что очень скоро она исчерпает доступный запас водорода для термоядерного синтеза и превратится в красного гиганта — как и наше Солнце спустя шесть миллиардов лет. Но перед этим она успеет поглотить яйцеобразного газового гиганта, что вызовет ярчайшую вспышку. Ее даже можно будет увидеть с Земли — если, конечно, на ней через три миллиона лет останется разумная жизнь.

Леонарди, впрочем, не собирается так долго ждать, и нацелен на продолжение исследований: «Нам все еще нужно выяснить, является ли то, что мы наблюдали, уникальным сценарием или обычным событием во Вселенной. Согласно некоторым популяционным исследованиям, количество горячих юпитеров, вращающихся очень близко к своим звездам, уменьшается с их возрастом. Это может означать, что многие испытывают приливный распад и врезаются в свои светила».