Российские астрономы зафиксировали мощную вспышку на вулканической комете
Астрономы с южного берега Крыма могут записать на свой счет новый несомненный успех: именно им удалось зафиксировать первую с февраля вспышку на одном из самых экзотических тел Солнечной системы. Речь идет о славящейся своим криовулканизмом комете 29P/Швассмана-Вахмана, на которой, судя по всему, произошло очередное извержение — из тех, что бывают всего несколько раз в году.
29P/Швассмана-Вахмана — одна из самых любопытных короткопериодических комет в Солнечной системе. Открытая еще в 1930 году долгое время она оставалась практически невидимой (из-за своей довольно слабой активности и несовершенства земных телескопов). А в 1995 году астрономы впервые зафиксировали ее частичный распад. Вероятно, нескольких витков вокруг Солнца ей хватит на то, чтобы окончательно перестать существовать. Но пока этого не случилось, ученые жадно ловят каждое из извержений, которые происходят на этом ледяном теле.
13 мая повезло астрономам, которые вели наблюдения за кометой в Симеизской обсерватории. Вечером во время навигационных сумерек (то есть еще до наступления полной темноты) их метровый оптический телескоп зафиксировал выраженную вспышку. 29P/Швассмана-Вахмана нарастила свою яркость в десятки раз — чего с ней не случалось с февраля. Причем случилось это как минимум на несколько часов раньше, но восточные астрономы упустили возможность стать первооткрывателями — в Азии просто не было достаточного количества активных телескопов.
Природа вспышки выяснилась достаточно быстро. На снимках, сделанных крымскими астрономами в последующие вечера — 14 и 15 мая — отчетливо видно, как стремительно расширяется облако пыли, выброшенное кометой. Скорость выброса составила около 500 метров в секунду, что довольно типично для 29P/Швассмана-Вахмана. Сейчас облако, состоящее из микрочастиц льда и реголита, постепенно расширяется и тускнеет.
Подобные события, как полагают ученые, происходят из-за исключительно активного криовулканизма 29P/Швассмана-Вахмана. Ядро кометы достигает в поперечнике 60 километров (что весьма внушительно) и, нагреваясь под действием солнечной радиации, производит целые серии выбросов.
Мелкие случаются десятками в год (далеко не все из них даже удается зафиксировать). Но крупные — довольно большая редкость. Одно из самых грандиозных событий за последние годы произошло осенью прошлого года — тогда яркость 29P/Швассмана-Вахмана увеличилась почти в 300 раз, а в космосе оказалось более одного миллиона тонн пыли. Сколько еще подобных извержений комета выдержит, прежде чем погибнуть — загадка. Но весьма вероятно, что самое молодое из живущих поколений увидит окончательный финал 29P.