В NASA предложили изучать планеты-гиганты с помощью аппарата с несущим корпусом
Технологии

В NASA предложили изучать планеты-гиганты с помощью аппарата с несущим корпусом

14 марта 2024 года, 12:48

Исследователь NASA предложил зонд для изучения атмосфер других планет, основанный на концепции летательного аппарата с несущим корпусом. Предполагается, что он сможет отправляться на орбиту в связке со спутниками или другими космическими аппаратами. Первый прототип «космолета» уже готов — провести его дебютное летное испытание без запуска в космос планируется до конца марта.

Обладатель гранта Летно-исследовательского центра имени Армстронга Джон Бодильски предложил использовать в качестве атмосферных зондов летательные аппараты с несущим корпусом (АНК) на базе экспериментальных бескрылых планеров разработки 1960-1970-х годов. По его мнению, аппарат, построенный по такому же принципу, будет способен собирать данные о планетах-гигантах, например, об Уране.

Бодильски получил за свою идею грант Центра имени Армстронга в рамках программы NASA «Центральный инновационный фонд», а Роберт Дженсен и Джастин Холл – два специалиста широкого профиля, занимающиеся в лаборатории техническими разработками и летными испытаниями, – решили воплотить его концепцию в жизнь. Они собственноручно изготовили модель конструкции и собрали полноценный прототип аппарата. По задумке Бодильски, такие «космолеты» могли бы отправляться к исследуемой планете вместе с орбитальным аппаратом. После выхода на орбиту вокруг планеты они должны отделяться и отправляться в самостоятельный путь для сбора информации.

У АНК подъемная сила формируется не крыльями, а корпусом летательного аппарата, имеющим особую форму. Такую аэродинамическую компоновку NASA испытывало на экспериментальных планерах M2-F1(2,3), Martin X-24А, Northrop HL-10. Этот же принцип применяется в некоторых гиперзвуковых летательных аппаратах, а также на советских беспилотных ракетопланах БОР и в проектах космических аппаратов NASA, например, X-38.

Бодильски, Дженсен и Холл изготовили две уменьшенные версии упомянутых выше АНК. Они имеют размеры почти 70 см в длину и 60 см в ширину. Первый прототип уже создан, а сборка второго находится на заключительных этапах. Отличием последнего будут откидные поверхности управления полетом. Бортовые системы будут установлены внутри конструкции перед окончательной сборкой.

Современные атмосферные зонды и небольшие спутники (кубсаты) способны собирать и передавать данные при входе в атмосферу Земли в течение около 40 минут. Конструкция Бодильски могла бы делать то же самое за 10 минут благодаря своей маневренности — аппарат сможет быстро снижаться под более крутым углом. К тому же он будет способен получать дополнительные данные, приближаясь к плотным слоям атмосферы, и сможет отправлять сведения оттуда наземным станциям в течение 30 минут.

Вместе два прототипа, которые могут отправиться в первый испытательный полет уже в этом месяце, должны будут собрать данные для создания компьютерных моделей, чтобы в дальнейшем разработать на их основе полноценные атмосферные зонды. Первый аппарат будет отправлен в воздух с платформы, прикрепленной к вертолету лаборатории. Принцип его полета будет похож на то, как летает планер – в воздухе он будет держаться за счет своей формы. Во время первых тестов аппарат не будет отправляться на орбиту.

Вместе два прототипа, атмосферный испытательный полет которых может состояться уже в этом месяце, должны будут собрать данные для создания компьютерных моделей, чтобы в дальнейшем разработать на их основе полноценные атмосферные зонды. Первый аппарат будет сбрасываться с платформы, прикрепленной к вертолету лаборатории. Принцип его полета будет похож на то, как летает планер — в воздухе он будет держаться за счет своей формы. Ни о каком полете на орбиту речь не идет.

«Мы хотим воплотить идею в жизнь и показать, что аппарат с несущим корпусом может летать так же, как и зонд, что он может быть устойчивым, что его компоненты могут быть интегрированы в спутник, и что он сможет развивать необходимую подъемную силу», — резюмировал Бодильски.