Мнения

«Сплав мечты и технологий»: что делает Роскосмос для омоложения «космических» кадров

В конце апреля глава Роскосмоса Юрий Борисов выступил перед школьниками и студентами, рассказав им о приоритетах страны в космической отрасли. Он отметил, что госкорпорация, среди прочего, стремится наладить массовое производство спутников, создать частично многоразовую ракету «Амур» и развернуть Российскую орбитальную станцию. И для выполнения многих важнейших задач активно привлекаются ведущие российские вузы. О том, как происходит взаимодействие Роскосмоса с «космическими» университетами, сложно ли привлекать молодежь в отрасль и удерживать на рабочих местах, а также как решается проблема оттока кадров — об этом и других аспектах кадровой политики госкорпорации Pro Космос поговорил с директором административного департамента Роскосмоса Дмитрием Шишкиным.
14 мая 2024 года
«Сплав мечты и технологий»: что делает Роскосмос для омоложения «космических» кадров

Космическая отрасль требует омоложения

— Юрий Иванович Борисов не раз говорил, что решение стратегических задач, которые сегодня стоят перед ракетно-космической отраслью, требует системной кадровой работы. При этом сама отрасль, по его словам, «стареет» — необходимо ее омоложение и снижение среднего возраста работников. Как Роскосмос решает эту проблему?

— Основной вызов, который перед нами стоит в плане обновления кадров, — это поколенческий разрыв, который сформировался в 1990-е годы и в начале 2000-х годов. В этот период была частично утрачена преемственность поколений среди работников ракетно-космической отрасли научного и инженерного профиля. Эта проблема сохраняется до сих пор, и, безусловно, перед нами, как Юрий Иванович сказал, стоит системная задача омоложения.

Для этого мы работаем с кадрами по модели «школа — вуз — предприятие» — это знакомая всем тернарная модель обучения, которая давно реализуется у нас в стране и подтвердила свою конкурентоспособность. Начинаем с профориентации в школах, стараемся внедрять разные образовательные практики как можно с более раннего возраста.

Для этого у нас сформирован ряд профориентационных проектов. В первую очередь это наша онлайн-платформа — портал «Ключ на старт», это пространство, в котором можно узнать больше о космонавтике и образовательных проектах Роскосмоса. Есть проект, в который мы интегрируем уникальные образовательные ресурсы Международной космической станции — «Космический урок», благодаря этому фактически участниками образовательного процесса становятся космонавты российского сегмента станции. Также это проект «Космические классы», позволяющий сформировать у детей углубленные знания и представление об отрасли для дальнейшего обучения по нашим профильным специальностям в колледже или вузе. Кроме того, этот проект охватывает большое количество ребят во множестве регионов, что позволяет нам информировать их об актуальных задачах, которые сегодня решает российская и мировая космонавтика.

Мы понимаем, что в школьном возрасте самая основная задача — это заинтересовать молодое поколение, дать ключи для самостоятельного поиска новой информации и получения знаний.

Важнейший элемент этой работы — механизм целевого набора, в рамках которого мы вместе с нашими коллегами из других высокотехнологичных отраслей помогаем абитуриенту выбрать профиль для обучения и дальнейшей работы в ракетно-космической отрасли. Для постоянного взаимодействия с вузами есть такая структура, как консорциум «Созвездие Роскосмоса», который включает в себя 26 опорных отраслевых вузов — это МГТУ имени Баумана, МАИ, Самарский государственный университет, ГУАП, СибГАУ, БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова и другие вузы. В рамках консорциума идет совместная работа по экспертизе образовательных программ, проведение «Дней Роскосмоса» для абитуриентов и студентов, встречи с наставниками, развитие производственных практик студентов и аспирантов, мероприятия в сфере молодежной корпоративной политики.

Безусловно, крайне важно не просто ориентировать будущего абитуриента на поступление в профильный вуз или колледж, а потом помочь ему как студенту получить хорошее образование, но и помочь ему адаптироваться на предприятиях отрасли как молодому ученому или специалисту. Для этого проводится работа по двум основным направлениям — молодежная корпоративная политика и система развития профессионального мастерства.

Ежегодно мы организуем и проводим наш корпоративный чемпионат профессионального мастерства «Молодые профессионалы Роскосмоса». Он проходит с участием всех предприятий отрасли, всех наших головных организаций. Что касается молодежной политики, то это движение «Команда будущего» — молодежное сообщество, которое охватывает актив молодых ученых и специалистов и работу их советов у нас на предприятиях. Это работа с ценностями и мотивацией, работа в области развития и обучения, обмен профессиональным опытом между молодыми специалистами отрасли, поддержка проектной деятельности.

Кроме собственно кадровой работы ведется большая работа по сохранению наследия и популяризации достижений отечественной и мировой космонавтики. Это направление мы реализуем вместе с музеями космонавтики, планетариями и профильными выставочными центрами. Буквально каждый из них выполняет важнейшие просветительские функции, а для такой сложной и высокотехнологичной отрасли, как ракетно-космическая, важно понятным языком довести информацию о своей работе, рассказать об актуальных проектах и перспективных задачах. При этом музеи и планетарии не входят непосредственно в наш корпоративный контур, но являются нашими партнерами за пределами госкорпорации, фактически нашим продолжением. Многим мы стараемся помогать в развитии экспозиций, предоставлении информационных материалов, проведении совместных мероприятий. Это Центр «Космонавтика и авиация» на ВДНХ, московский Музей космонавтики, Музей истории космонавтики в Калуге, Музей авиации и космонавтики в Самаре, Нижегородский планетарий, Московский планетарий и многие другие. Со всеми из них у нас подписаны и реализуются соглашения о сотрудничестве, либо утверждены планы совместной работы.

— С октября 2023 года в России ведется разработка нацпроекта по развитию космической сферы. В январе президент Владимир Путин поручил расширить его, в частности подключить к созданию отечественной индустрии космических сервисов школьников, студентов и молодых ученых. Также он призвал учесть создание и развитие на базе школ и вузов сети наземных комплексов для работы с запущенными малыми космическими аппаратами. Что Роскосмосом уже сделано в этом направлении?

— С направлением малых космических аппаратов мы работаем системно и уже давно — с 2018 года. Мы содействовали запуску первых двух научно-образовательных аппаратов, которые были созданы на базе образовательного центра «Сириус» — это «Сириус-Сат-1» и «Сириус-Сат-2». Это были первые аппараты, созданные в составе детско-взрослого коллектива под руководством опытных наставников из числа преподавателей профильных вузов и технологических компаний партнеров. Делали их талантливые школьники — участники проектной программы «Большие вызовы».

Благодаря этому опыту мы сейчас реализуем две программы: «Универсат» (содействие запуску студенческих аппаратов по линии партнерских университетов) и Space-π, которую мы делаем вместе с Фондом содействия инновациям — по этой программе в космос отправляются аппараты школьников, которые делаются также вместе с вузами. Ежегодно такие спутники выводятся на ракетах-носителях в качестве попутной полезной нагрузки.

Сейчас идет речь о том, чтобы в рамках поручения президента дополнить это еще сетью наземных станций, которые позволят принимать сигналы от университетских и школьных образовательных групп. Сегодня мы вместе с Фондом формулируем подход, чтобы обратиться за выделением дополнительных ресурсов на эти мероприятия по линии наших партнеров Минобрнауки и Минпросвещения.

«Роскосмос всегда ищет инженеров»

— В чем заключается кадровая политика Роскосмоса? Какие критерии учитываются при приеме на работу в госкорпорацию и подведомственные предприятия?

— Безусловно, мы заинтересованы получить специалиста, который адаптирован к работе в ракетно-космической отрасли. Общие рекомендации молодому ученому и специалисту — как можно раньше познакомиться с будущим местом работы, со своими будущими коллегами и наставниками. Как только ты прошел целевой набор и начал обучение в вузе, необходимо как можно быстрее наладить профессиональный диалог с теми, кто будет выступать в роли наставников и руководителей. В этом как раз помогут наши системные образовательные проекты и мероприятия, информацию о которых можно найти на портале «Ключ на старт».

Мы часто говорим: работа в Роскосмосе — это сплав мечты и технологий. Поэтому молодой специалист ракетно-космической отрасли должен обладать определенными личными качествами. Надо всегда сохранять уверенность в той задаче, которую тебе предстоит выполнять. Необходима мотивация и самомотивация — умение не опускать руки перед многосоставной и долгой задачей, когда придется выполнять сложный проект.

Это волевые качества, потому что, начиная с момента запуска первых космических миссий в нашей стране, люди, которые их обеспечивали, претерпевали неудачи и преодолевали препятствия, и современным специалистам также требуется быть целеустремленными и доводить свою задачу до успешного завершения. Это умение работать со сложностями и административного порядка, умение правильно готовить документы, уметь планировать и грамотно управлять рабочим временем, не остывать и, кроме этого, заряжать энергией свою команду и людей вокруг.

Сейчас специфика такова, что все чаще такое понятие как ценности становятся предметом оценки при отборе будущего работника. Насколько человек внутренне мотивирован, насколько он верит в ту задачу, которую будет выполнять, насколько готов проявлять волевые качества и добиваться результата, наравне проявляя свои профессиональные компетенции. Все это выясняется в ходе собеседования с будущим молодым специалистом. Тем людям, которые готовы проявлять такие волевые качества и отстаивать свою профессиональную точку зрения, конечно, отдается предпочтение. Потому что такой человек сможет добиться более высоких результатов, чем просто подготовленный и ожидающий, что условия для него будут создавать другие люди.

Также конкурентным преимуществом при приеме на работу будет умение объяснить стратегическую цель самому себе и людям, которые будут работать с тобой. Они не обязательно будут твоими подчиненными или членами твоего отдела, они могут выполнять функции бухгалтерии, корпоративного или административного управления. Такой навык будет помогать молодому ученому или специалисту выступать в роли не просто исполнителя, но и организатора той задачи, которую предстоит выполнять на рабочем месте каждому участнику рабочего процесса.

— А какие профессии космической отрасли наиболее востребованы в настоящее время? Каких специалистов не хватает Роскосмосу?

В первую очередь востребованы инженерно-технические кадры, во вторую очередь — эффективный административно-управленческий персонал, который умеет брать на себя ответственность и управлять крупными задачами. Также нам нужны специалисты, которые могут выполнять задачи по экспорту сложной высокотехнологичной продукции и услуг для их применения в экономике в нашей стране и за рубежом.

Это широкий спектр рабочих и инженерных специальностей, в том числе сварщики, токари, фрезеры, специалисты в области проектирования и 3D-проектирования, организации производственных и технологических процессов, разработчики современных космических систем, узлов и агрегатов для ракетно-космической техники. С целью подбора и закрепления в отрасли таких кадров мы ежегодно проводим наш корпоративный чемпионат «Молодые профессионалы», о котором я уже говорил ранее.

Но кроме них космонавтике по широкому спектру специальностей также требуются и хорошие юристы, и экономисты, несмотря на то, что их постоянно противопоставляют инженерным специальностям. Но отрасли нужны хорошие специалисты любого профиля, особенно специалисты по космическому праву, которое сегодня стремительно развивается. Естественно, их требуется меньше, чем людей инженерных специальностей — конструкторов или технологов производства.

Например, инженер-технолог на производстве в этом смысле уже давно перешагнул за границы своей классической трудовой функции. Сегодня это еще и специалист, который должен понимать, как ему наладить профессиональный диалог с конструктором, как выполнить квалификационные требования и научиться создавать конечную систему, налаживая ее производство. Когда ты не просто сдаешь качественно выполненный чертеж, а также думаешь над тем, как внедрить его в производство. Это необходимость налаживать подчас сложный, но крайне необходимый междисциплинарный диалог с другими специалистами.

«Основная конкуренция с IT-отраслью»

— Сколько сегодня в России вузов, которые готовят кадры для космических предприятий?

— В «космический» консорциум входит 26 вузов. В первую очередь это МГТУ имени Баумана, МАИ, Самарский государственный университет, МИИГАиК, который готовит специалистов в области применения геопространственных данных, Южно-Уральский государственный университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет (СибГАУ). На самом деле, количество этих вузов очень большое, потому что кроме собственно вузов, специализирующихся на подготовке кадров для ракетно-космической отрасли, есть много смежных, которые готовят, например, специалистов в области радиоэлектроники, электронной компонентной базы, а также специалистов, ответственных за внедрение результатов космической деятельности в сфере цифровой экономики, которые могут представлять собой квалифицированного заказчика на наши услуги в системе Министерства транспорта РФ или работать в системе Росгидромета. Они нам необходимы не напрямую — на наши предприятия, — но на предприятия нашей кооперации.

Сегодня Роскосмос присутствует во всех федеральных округах. И, конечно, нам нужны специалисты во всех территориях присутствия.

— Вы уже упоминали консорциум «Созвездие Роскосмоса», в который вошли 26 опорных университетов. Их перечень Роскосмос окончательно определил в сентябре 2023 года. Для чего нужно это объединение и отразился ли новый статус вузов на самом образовательном процессе?

— В настоящее время ключевыми приоритетами отрасли является развитие многоспутниковых группировок и новых средств выведения, развитие научных программ в космосе и пилотируемых космических программ с опорой на создание Российской орбитальной станции.

Исходя из этого, меняется содержание образовательных программ, которые реализуются нашими вузами, и система подготовки кадров. Вместе с вузами мы участвуем в проекте «Передовые инженерные школы». Они как раз ориентированы на то, чтобы более гибко, системно и адекватно реагировать на потребности наших предприятий с точки зрения науки и, следовательно, подготовки будущих кадров.

В этом направлении важна совместная работа по вовлечению в общее информационное и ценностное поле студентов и выпускников тех вузов, которые с нами работают. Часто нашим будущим молодым специалистам не хватает информации о том, какие задачи решают наши предприятия. Когда мы проводим мероприятия со студентами, которые уже работают в организациях Роскосмоса, не каждый молодой сотрудник может хорошо понимать, решая общие задачи, собирая ту же ракету-носитель или тот же космический аппарат, что делают его коллеги, которые, например, создают электронно-компонентную базу. То есть представители одной производственной кооперации при реализации одного проекта могут испытывать дефицит информации об общей задаче, которую они выполняют.

Для этого мы планируем расширить нашу работу на молодежные конструкторские бюро и лаборатории, для «бесшовной работы» на базе тех студенческих коллективов, которые представлены в наших вузах — чтобы требования и формат их работы сопрягались с теми коллективами, которые есть на наших предприятиях. Это важный стратегический шаг, который позволит сформировать у студенческих коллективов целостное представление о реализуемых Роскосмосом проектах.

В вузах все-таки учебный процесс, а на предприятиях — производственный, поэтому сопрягать коллективы не так просто, в том числе тут важно учитывать допуски по секретности, разные требования к качеству работы, но мы понимаем, что это крайне необходимо для восполнения и подготовки инженерных кадров.

— Какие специальности пользуются наибольшей популярностью среди абитуриентов?

— Главное направление подготовки — это группа специальностей 24, машиностроение и авиационная ракетно-космическая техника, по которой Роскосмос является головным. Но я бы, наверное, сказал с акцентом, кто является нашими основными конкурентами. Это, специальности, на которых готовят программистов, потому что этой группе государством в значительной степени предоставлены преференции и льготы, а такие специалисты востребованы и у нас.

И наша задача — добиться конкурентных базовых условий для таких специальностей. Чтобы молодой человек имел пространство выбора и достойные условия труда, хорошее видение своих перспектив. И, безусловно, миссия и трудовая функция могут быть более интересными у нас в отрасли, потому что космонавтика всегда была и будет сферой определения перспективных технологических трендов и создания нового.

— Ведется ли статистика, показывающая, выпускники каких именно университетов чаще всего работают на предприятиях Роскосмоса?

— Такая статистика ведется, она также ежегодно учитывает, на какие предприятия Роскосмоса приходят на работу специалисты по итогам целевого набора. Основными кузницами кадров выступают МГТУ имени Баумана, МАИ, Самарский государственный университет. Но дело ими не ограничивается. Потому что, например, если мы берем сибирский регион, то основным поставщиком специалистов для наших предприятий выступает СибГАУ, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), который готовит специалистов в области электронной компонентной базы и создания узлов, агрегатов для наших космических аппаратов и систем.

Это очень неоднородная картина, разные специальности востребованы, как, например, специалисты для Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, которые работают на космодроме Восточный. Многие являются выпускниками МАИ, поскольку филиал «Восход» этого вуза находится на космодроме Байконур и имеет многолетнюю школу подготовки специалистов для космодромов. А в силу специфики сильна роль трудовых семейных династий: из года в год ребята, родители которых трудятся на космодромах, наиболее адаптированы для работы на нашей космической инфраструктуре. Потому что они видели, как работают их родители, как уходят ракеты в космос, они погружены в наше ценностное поле и готовы к такой трудовой функции. В этом случае гораздо легче происходит переезд, например, на Восточный, и не требуются дополнительные разъяснения.

Закрепление будущих специалистов лучше работает там, где погружен в работу наставник и будущий руководитель, где он не только выполняет свою руководящую функцию — отдает указания и контролирует исполнение задач, но и готов тратить свое время на погружение будущих специалистов в специфику и особенности отрасли. В таких коллективах значительно меньше текучесть и более высокие результаты работы.

«Тесно сотрудничаем с частными космическими компаниями»

— А что с частными компаниями? Сотрудничают ли они с вузами в рамках целевого набора по аналогии с государственными предприятиями авиационной и ракетно-космической отраслей промышленности?

— Коллеги, как и мы, самостоятельно формулируют требования по целевому обучению. По понятным причинам они сейчас в большей мере заинтересованы в подборе уже готовых специалистов под свои задачи. Мы, конечно, стараемся удерживать специалистов в нашем контуре, но с пониманием относимся, когда молодой сотрудник хочет попробовать себя и в частной компании.

На самом деле, со многими нашими коллегами из числа частных компаний мы находимся в тесных партнерских взаимоотношениях, в том числе по вопросу подбора персонала, обсуждения образовательных программ. Потому что требования к системе образования тоже должны меняться, и активно в этом должны непосредственно участвовать работодатели, независимо от формы собственности, ведь мы, в конце концов, решаем общие задачи повышения конкурентоспособности российской космонавтики.

Частные компании предпочитают работать сейчас с содержанием именно высшего образования, начиная с третьего курса. Это правильный подход, потому что требуется повышенная оперативность в подборе специалистов, а Роскосмос обязан смотреть на эту задачу шире, не теряя фокуса и развивая систему образования со школьной скамьи, именно поэтому мы работаем на всем цикле подготовки будущего специалиста от школы до адаптации на предприятии.

С этой целью мы работаем с Минпросвещения по дополнительному образованию, содержанию основного школьного образования. Например, через проект «Космические классы» мы внедряем углубленное изучение истории авиации и космонавтики, физики, химии, математики, информатики, с акцентом на космическую деятельность. Мы обязаны этим заниматься, поскольку будем вынуждены на более углубленном уровне делать это потом в вузе, поэтому важно не терять время. И те ребята, которые приходят к нам после наших образовательных программ, лучше мотивированы и, как минимум, больше знают о космонавтике и у них выше готовность идти дальше в профессии.

Также мы должны интегрироваться в процессы, которые определяют содержание курсовых и дипломных работ, как организована практика на предприятиях. Чтобы молодой человек работал не по архивным материалам, документам или черпал свои знания из теории и учебников прошлого века, а работал над актуальными задачами, и наставником у него был представитель предприятия, который сегодня их выполняет. В этом смысле мы с частными компаниями наиболее тесные партнеры, потому что и перед ними, и перед нами стоят технологические вызовы, которые мы обязаны решать вместе.

Цель новых студенческих проектов — создавать инженерные команды

— Скоро в российских вузах начнется приемная кампания. Каковы ваши ожидания по поводу приема абитуриентов на космические специальности в 2024 году?

— Мы регулярно проводим информирование абитуриентов с привлечением наших вузов. Специалисты Роскосмоса и предприятий приглашают большое количество абитуриентов, потом мы выкладываем материалы этих дней информирования на наших онлайн-ресурсах, на портале «Ключ на старт», чтобы дать максимальную информацию о тех перспективных кадровых треках, по которым может в будущем пойти молодой специалист.

Правильным было бы, когда будущий целевик выбирает не только направление подготовки, а в том числе рабочее место, где бы он хотел работать. Часто у нас бывают ситуации, когда будущий целевой специалист видит себя в одном предприятии, потом проходит собеседования и получает наши консультации, и, в конечном счете, оказывается совершенно не там, где первоначально сам себе наметил. Например, предполагая работу над созданием космических аппаратов, абитуриент может сделать свой выбор в области прикладной космической науки, или наоборот, хотел связать свою будущую профессию с работой в области пилотируемой космонавтики, прошел собеседование и понял, что космическая электроника — это его итоговый выбор.

 Планируются ли в будущем учебном году новые проекты, к которым будут привлекать студентов (по сборке спутников, например)?

— Подготовка специалиста и его адаптация на предприятии — это многопрофильная задача, без нее мы никуда не прорвемся. Если бы, предположим, Сергей Павлович Королев сказал, что надо слушать тех, кто считал, что полеты в космос невозможны, мы не имели бы той космонавтики, которую имеем сегодня. Поэтому профессиональная в хорошем конструктивном смысле дерзость, которую надо проявить будущему специалисту и руководителю, она тоже должна присутствовать. Мы должны создать со своей стороны условия для проявления такой профессиональной дерзости.

Вместе с коллегами из нашего молодежного движения мы планируем запустить конкурс научно-технических проектов. Это непростая задача, мы вместе с нашими партнерами разрабатываем положение об этом конкурсе. У нас есть ежегодный научный конкурс, который называется «Орбита молодежи», он проходит уже много лет подряд. Есть уже ставший ежегодным форум «Команда будущего». Но мы бы хотели, чтобы имелся еще научно-технический конкурс, который мы планируем организовать вместе с блоком науки и перспективных проектов Роскосмоса, а также с привлечением внешних наших партнеров, которые помогут нам технологически организовать экспертизу таких работ, отделить нужные нам инновационные идеи, которым мы могли бы адресно оказать поддержку.

Мы бы хотели максимально приблизиться к практике, которая позволит отбирать не просто будущих талантов, награждая их стипендией или премией, а будущие инженерные коллективы, которые есть в наших вузах и на наших предприятиях в составе лабораторий или конструкторских бюро. Сразу оговорюсь, что эта задача требует большой, сложной организации внутри нас и внутри наших вузов.

«Интерес иностранных партнеров к российскому образованию растет»

Стоит ли сейчас перед российскими «космическими» вузами задача по увеличению числа иностранных студентов? Из каких стран прибывают самые большие группы абитуриентов? Не снижается ли интерес к получению образования в России?

— Наоборот, я бы сказал, растет. Но нам надо создавать возможности для реализации совместных программ с иностранными вузами из числа дружественных государств, которые готовы заниматься космической деятельностью и проектами вместе с нами.

Будущий специалист из числа иностранных граждан, который выпускается российским вузом, гораздо лучше знает базу в области инженерной подготовки и буквально на одном профессиональном языке работает с нашими специалистами и предприятиями. Сейчас мы активно прорабатываем возможности сотрудничества со странами Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, странами БРИКС и заинтересованы в его развитии и углублении.

Космонавтика — это сфера, где востребованы самые передовые технологии. Не все развитые страны, которые занимают лидерские позиции в космической деятельности, готовы открыто делиться своими возможностями, а Россия такие возможности традиционно представляет гораздо шире, готова к совместному развитию общих проектов. Недавно мы совместно с Фондом содействия инновациям обсуждали такие проекты с Китаем, Индией, странами Ближнего Востока. Ежегодно в наших вузах учатся сотни иностранных студентов, многие продолжают работу по выбранному профилю.

Наше инженерное образование сохраняет серьезный фундаментальный потенциал с точки зрения базы, которую мы даем, и с точки зрения тех технологий, которые востребованы в современной космонавтике. Россия является одним из центров компетенций в мировой космонавтике, располагая собственными средствами выведения, своими орбитальными глобальными группировками, пилотируемой программой, научными проектами, а самое главное — научной и инженерной школой, начиная с вузов и заканчивая уникальными производственными коллективами наших предприятий, где накапливается опыт и передовые знания.

Борьба за кадры: как Роскосмос решает проблему

Понятно, что привлечь сотрудников — очень непростая задача, но не менее сложно и удержать их. Владимир Путин отмечал, что для космической отрасли должна быть своя система льготирования, чтобы удерживать молодых специалистов. Что для этого делает Роскосмос?

— Сложнейшая задача, не буду скрывать. Как раз на встрече, которую проводил Владимир Владимирович в РКК «Энергия» в октябре прошлого года, наши специалисты поднимали тему, в том числе связанную с уровнем заработной платы в отрасли, которая могла бы быть субсидирована, либо поддержана на достойном уровне. Также обсуждали проблему формирования льготной ипотеки, ее наличие позволило бы на выгодных условиях приобретать жилье молодым ученым и специалистам наших предприятий.

По итогам встречи президентом были даны поручения решить указанные вопросы, в этом направлении сейчас ведется совместная работа во взаимодействии с Минпромторгом. Мы здесь рассчитываем на поддержку руководства и надеемся, что найдем формулу, которая сможет обеспечить достойные базовые условия для наших молодых ученых и специалистов.

Здесь важно подойти комплексно к решению этих задач. Я полагаю, что модель мотивации должна быть основана на ценностной платформе и, конечно, включать в себя базу — оплату труда, жилищные условия и возможности для карьерного продвижения. Молодой специалист, приходя на работу, должен иметь возможности профессиональной самореализации и понимание своей ценности для Роскосмоса, того, что он необходим отрасли, что его здесь ждут, готовы выслушать и дать возможность создавать новую технику.

Сейчас над такой моделью работают РКК «Энергия», НПО имени Лавочкина, РКС, АО «Решетнев», КБ «Факел» и другие, которые показывают серьезные успехи в этой области. Лучшие практики мы обобщим и интегрируем в другие организации Роскосмоса.

— В продолжение разговора о встрече Владимира Путина с молодыми учеными и специалистами космической отрасли этой осенью… В ходе этой встречи Любовь Ширяева из АО «Российские космические системы» посетовала, что на сегодняшний день в отрасли происходит большой отток кадров. Действительно ли существует такая проблема?

— Безусловно, такие примеры имеют место быть. Они не являются катастрофическими, но это все равно очень серьезный вызов в свете задачи по омоложению отрасли. Дело в том, что долгое время кадровая практика была устроена таким образом, что предприятие ожидало получить готового специалиста из вуза, минимально вложившись в его адаптацию, и предъявляло большие требования к системе образования. А система образования на это отвечала, что ей предприятия не говорят, кого хотят подготовить. Сейчас мы постоянно поддерживаем системную коммуникацию между главными участниками этого процесса. Как мы уже отмечали, многие проблемы стали следствием дезорганизационных процессов 1990-х годов, сейчас мы наблюдаем обратный процесс, когда на системном уровне уточняются требования, прогнозы и когда налаживается новая модель совместной работы со всеми участниками процесса подготовки кадров.

«Многие регионы сейчас задумались о развитии экономики высоких переделов»

— Также на встрече с Владимиром Путиным поднимался вопрос о закрытых территориальных образованиях. Представители отрасли отмечали, что им очень сложно привлекать молодежь в эти наукограды, так как там слабо развита социальная инфраструктура. Решается ли вопрос развития ЗАТО?

— Безусловно, условия проживания — это позиция номер один. Потому что мы с вами понимаем, что в ЗАТО скромная социальная инфраструктура, в отличие от крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Пермь или Красноярск. Важно, чтобы у нас с руководством субъектов РФ и глав ЗАТО было полное понимание в решении этих вопросов. Мы над этой проблемой постоянно работаем вместе с Центром взаимодействия с органами государственной власти и работы с регионами Роскосмоса.

К сожалению, мы очень ограничены в ресурсах, что значительно затрудняет комплексное решение таких задач. Мы всегда внимательно относимся к сигналам от руководителей ЗАТО. Так, например, стараемся в каждой из наших закрытых территорий реализовывать программу «Космические классы», выделяя средства на эту работу на условиях софинансирования с нашими территориями.

Кроме условий труда добавляется еще необходимость создания условий для культурного досуга. Если в Москве это не является проблемой, то, например, на Восточном или Циолковском этот вопрос стоит очень остро, его необходимо решать. Там будет развиваться инфраструктура гостеприимства, возможность посещения мест культурного досуга вечером, элементарное оборудование детских площадок, чтобы не шагать куда-то километры вместе с детьми. Также это должен быть хороший детский сад и торговый комплекс. Это разнообразие и условия жизни как таковые. Над этим тоже Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры работает, мы им в этом помогаем вместе с руководством администраций ЗАТО.

— В конце марта стало известно, что в Мурманской области начнут обучать кадры для нужд космической отрасли. В частности, на базе Мурманского арктического университета займутся подготовкой научно-исследовательских и научно-технологических проектов с Роскосмосом. Какую пользу принесет этот проект и планируются ли еще подобного рода сотрудничества с другими регионами? Есть ли проблемы с обучением кадров в отдаленных регионах?

— Проблема обучения кадров в отдаленных регионах всегда присутствует и основной ресурс, который мы обязаны здесь использовать, это добрая воля и готовность к взаимному партнерству. Если говорить о Мурманской области, то большое количество космических систем и средств работают на арктические проекты, в которых участвует Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, где работает Росатом, где добываются важнейшие стратегические ресурсы. Специалисты, которых будут готовить в Мурманске, в том числе будут иметь опыт применения результатов космической деятельности к прикладным задачам развития Северного морского пути, это крайне важно.

Многие главы регионов сейчас работают над задачей развития у себя на территории высоких экономических переделов, а Роскосмос — это высокотехнологичная отрасль. Поэтому поддержка наших предприятий и организаций, совместная работа над подготовкой кадров — это создание новых рабочих мест и совершенствование компетенций, которые всегда будут полезны для перспективного развития наших регионов.

Мурманская область — это, безусловно, один из успешных примеров, так же как и Калининградская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Москва. Это хорошие примеры, опыт которых мы стараемся транслировать. Потому что это можно решать только вместе, когда работает правительство региона, руководство вуза, руководство предприятия или тематический заказчик. Такое партнерство мы развиваем и поддерживаем.

— Если вернуться к школьникам, какие профориентационные проекты в настоящее время для них проводятся? На каких площадках они могут узнать о госкорпорации, вузах по аэрокосмическому направлению, востребованных профессиях и вообще о специфике работы в космической отрасли?

— Дни открытых дверей для школьников у нас проходят весной. Плюс у нас есть такой интересный формат, который мы поддерживаем ежегодно благодаря нашим партнерам во всероссийских детских центрах «Орленок», «Артек», «Океан» и «Смена». Это работа в рамках проекта «Космические смены». В образовательной терминологии он называется «пятая четверть», если брать не триместровую, а четвертную систему. Мы отбираем лучших ребят из отрасли (как правило, это представители трудовых династий), которые отправляются в наши всероссийские детские центры и проходят там неформальное дополнительное образование в области космической деятельности. Также мы работаем с образовательным центром «Сириус», где ежегодно участвуем в проекте «Большие вызовы».

Например, на Дальнем Востоке в «Океане» профиль называется «Морской старт», где акцент сделан на ракетомоделировании. В случае с «Орленком» это развитие мягких навыков и опыт сборки малых научно-образовательных космических аппаратов. Если мы говорим про «Сириус», то он вообще является лабораторией для обкатки новых проектов и передовых образовательных программ. Там были проекты по космической биологии, поисковым исследованиям, где мы вместе с инженерным треком выполняли работы по линии инженерно-технологического трека. Это создание молодежными коллективами малых космических аппаратов, работа над которыми была положена именно в «Сириусе». Если мы говорим об «Артеке», то это тоже очень сильные команды в области ракето- и спутникомоделирования.

Мы нацелены на формирование молодежных школьных команд, которые в будущем готовы решать совместные задачи. Потому что эти навыки должны быть заложены с детства, и мы формируем их благодаря этим сменам, ведь часто возникает проблема горизонтальной коммуникации — взаимодействия в трудовом коллективе.

Каждый год мы стараемся сделать новый шаг в этом направлении. В 2024-м мы стараемся максимальное внимание уделить содержанию образовательных программ, чтобы они носили не просто общемотивационный характер, а давали ключи молодежи от тех знаний, навыков, компетенций и проектов, в которых они могут развиваться. Сейчас в «космических классах» стали появляться новые конструкторы малых космических аппаратов. Также мы с коллегами из Национальной технологической олимпиады обсуждаем внедрение электронного приложения «Берлога» и одноименной настольной игры, где ребята в 5,6,7 и 8 классах в режиме викторины смогут получить дополнительные знания о космонавтике. Кроме того, 12 апреля благодаря поддержке Центра «Космонавтика и авиация» и его президента, летчика-космонавта, Героя России Федора Юрчихина ежегодно проходит «Всероссийский космический диктант».

Самое главное, в чем помогают разобраться эти площадки, это задать себе правильный вопрос — что тебе интересно в космонавтике. Например, ты думаешь, что хочешь стать инженером, а потом уходишь в науку, но все равно так или иначе твоя жизнь связана с фундаментальными исследованиями. Ты уже ученый и работаешь в Роскосмосе не напрямую, а в одном из институтов, решая разные задачи вместе с госкорпорацией. Мы жестко не задаем требования к тому, куда хотел бы в будущем прийти молодой человек, но стараемся максимально создать представления об отрасли у молодого поколения, пока они учатся в школе или вузе.

Есть общие проекты и мероприятия, которые работают на охват детей и молодежи, а есть предметные, когда это касается целевого набора, практики, курсовых работ и адаптации на предприятии. Все это надо держать в фокусе внимания, тогда будет работать эта большая система «школа — вуз — предприятие» или, кстати, «школа — колледж — вуз — предприятие», а может, «школа — колледж — предприятие». Ведь получение среднего профессионального образования ни в коем случае не является неправильным треком, потому что многие оканчивают колледжи, приходят на работу, потом доучиваются, получают высшее образование, уже имея багаж не только знаний, но и практического опыта. Тогда они становятся более предметно подготовленными специалистами. Это очень понятный и правильный трек. В 90-е годы возник такой предрассудок, что если выпускник техникума или колледжа, то это обязательно второго сорта специалист. Это не так, и мы понимаем, что, выбирая колледж, ты раньше взрослеешь, погружаешься в мир профессии и сталкиваешься с тем профессиональным миром, в котором тебе предстоит работать.

В завершение я бы хотел отметить, что Команда Роскосмоса — это команда будущего, в нашей отрасли работает действительно талантливая молодежь, которая не боится инициативы и участвует в реализации сложных задач, стоящих сегодня перед космонавтикой. Каждый, приложив определенные усилия и приняв активное участие в том наборе возможностей — созданных Роскосмосом образовательных и просветительских проектах и мероприятиях, может стать частью нашей большой и профессиональной команды.