Российский спутник «Метеор-М» передал первые снимки Арктики
Технологии

Российский спутник «Метеор-М» передал первые снимки Арктики

6 марта 2024 года, 13:08

Специалисты «Российских космических систем» получили первые данные с прибора КМСС-2, установленного на борту космического аппарата «Метеор-М» № 2-4. Гидрометеорологический спутник сфотографировал Арктику. На опубликованном изображении видно акваторию Баренцева моря близ архипелага Шпицберген.

«5 марта в 15:27 мск в рамках летных испытаний гидрометеорологического космического аппарата "Метеор-М" № 2-4 проведены первые включения одного из целевых приборов — комплекса многозональной спутниковой съемки (КМСС-2) разработки ИКИ РАН» говорится в сообщении Роскосмоса.

КМСС-2 предназначен для съемки Земли в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах электромагнитного излучения. Ширина полосы съемки составляет около 1000 км, а пространственное разрешение — 60 м. Прибор включает в себя два идентичных многозональных съемочных устройства МСУ-100ТМ, выполненных в виде отдельных конструктивных блоков.

Данные, полученные с помощью прибора, используются для мониторинга землепользования, сельского и лесного хозяйства, природных пожаров, паводковой ситуации, снежного покрова, ледовой обстановки, вулканической деятельности, а также отслеживания опасных природных явлений, таких как тайфуны, циклоны, ураганы. В частности, информацию со спутника получают Росгидромет, Минприроды России, Минсельхоз России, Роскосмос, МЧС России, Рослесхоз, РАН и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Гидрометеорологический космический аппарат «Метеор-М» № 2-4 отправился на низкую околоземную орбиту с помощью ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» 29 февраля. Аппарат массой около 2900 кг предназначен для решения задач гидрометеорологического обеспечения, мониторинга климата и окружающей среды, изучения природных ресурсов Земли, контроля гелиогеофизической обстановки, получения информации с автоматических наземных, морских и воздушных измерительных платформ сбора данных и ретрансляции сигналов от аварийных радиобуев международной спутниковой поисково-спасательной системы КОСПАС-САРСАТ. Планируется, что он проработает на орбите как минимум 5 лет.

«Метеор-М» № 2-4 вошел в состав космического комплекса «Метеор-3М», оператором которого является Научный центр оперативного мониторинга Земли АО «Российские космические системы». Аппарат контролируется Центром управления полетами в Королёве. Наземный комплекс приема, обработки и распределения информации включает центр Роскосмоса в Москве и центры Росгидромета в Москве, Обнинске, Долгопрудном, Новосибирске и в Хабаровске.

Предыдущие аппараты — «Метеор-М» №1, запущенный в 2009 году, и «Метеор-М» №2, который начал работу в 2014 году, — выведены из эксплуатации в 2022-2023 годах. Функционировать на орбите продолжают спутники №2-2 и №2-3, которые были выведены в июле 2019 и июне 2023 года. Подробнее об истории создания и современном составе отечественной группировки спутников для наблюдения за погодными условиями читайте в нашем материале.

После запуска «Метеор-М» № 2-4 глава Росгидромета Игорь Шумаков объявил, что РФ отказывается от получения метеоинформации с западных спутников. Речь идет о европейской спутниковой группировке Eumetsat, информация которой пока еще используется Росгидрометом для составления прогнозов погоды. Шумаков подчеркнул, что именно благодаря Роскосмосу стране удалось практически устранить дефицит метеоинформации.