Притянуты друг к другу: астрономы нашли два странных объекта размером с Юпитер
Большой взрыв

Притянуты друг к другу: астрономы нашли два странных объекта размером с Юпитер

14 февраля 2024 года, 12:39

Планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца, но что происходит с такими же крупными небесными телами, у которых нет родительской звезды? Астрономы выяснили, что такие «независимые» объекты вместо светила могут вращаться друг вокруг друга.

Группа астрономов из Мексики изучила двойные объекты, масса каждого из которых сравнима с массой Юпитера, в туманности Ориона. Для этого они использовали Очень большую антенную решетку (VLA) имени Карла Янски в штате Нью-Мексико и космический телескоп «Джеймс Уэбб» (JWST).

С помощью VLA ученые искали радиоаналоги среди 40 двойных объектов с массой Юпитера, известных как JuMBO. Объекты обнаружили в 2023 году Сэмюэль Пирсон и Марк МакКогрин из Нидерландов. Эти системы не вращаются вокруг звезд, а их небесные тела имеют массы гигантских планет, подобных Юпитеру. При этом объекты слишком малы, чтобы быть звездами, но также не соответствуют общепринятому определению планеты, поскольку они не находятся на орбите вокруг родительской звезды. Открытие таких огромных автономных двойных систем планетарной массы для ученых было неожиданностью, учитывая современные теории образования звезд и планет.

Аналогом в астрономии называют объект, который был обнаружен во второй раз, с использованием другого вида излучения. Исследователей удивило, что только один из этих 40 объектов под названием JuMBO 24 имел аналог при наблюдении в радиодиапазоне. Обнаружение радиоволн, исходящих от обоих объектов двойной системы, которая состоит из «свободных», независимых от звезды-хозяина планет, ученые называют уникальным открытием. Если наблюдения верны, то выходит, что вместо родительской звезды такие объекты вращаются по орбитам друг друга.

Еще одно необычное наблюдение — это то, что радиосветимость двух планет в двойной системе JuMBO 24 оказалась значительно выше, чем у коричневых карликов. Ученые предполагают, что связь между инфракрасным излучением и радиосигналами может быть случайным совпадением, но это маловероятно. Примечательно, что у этих самостоятельных объектов также могут быть собственные спутники, подобные Европе или Энцеладу, оба из которых имеют подземные океаны с жидкой водой, добавляют авторы работы.

Наблюдения были сосредоточены на туманности Ориона, которая расположена на расстоянии 1344 световых лет от Земли и является ближайшей к нам областью массивного звездообразования. Согласно существующим теориям, звезды формируются из облаков газа и пыли под воздействием гравитации. Затем вокруг звезд образуются диски, из которых впоследствии формируются планеты. Однако объяснить, как были созданы объекты JuMBO, а также как они оказались в туманности Ориона, ученые пока не могут.