В Португалии создали мощный лазер для зарядки малых спутников
Технологии

В Португалии создали мощный лазер для зарядки малых спутников

18 января 2024 года, 13:12

Группа ученых из Университета Порту в Португалии разработала мощный волоконно-оптический лазер, который может выполнять «дистанционную» подзарядку малых спутников, которые находятся на орбите. Он способен достичь аппаратов на расстоянии 1500 нанометров.

Волоконно-оптический лазер работает с максимальной мощностью 40 Вт. Ученые также представили телескоп, способный одновременно освещать 27 термоэлектрических датчиков с помощью массива линз.

Во время демонстрации технологии инженеры использовали мощный лазер для подзарядки малого спутника (кубсата). Аппарат, оснащенный термоэлектрическими датчиками, смог поглощать свет на расстоянии 1500 нанометров (нм), тем самым пополняя собственный заряд. Ученые также смогли добиться выходной мощности лазера в 20 Вт для питания термоэлектрических датчиков. «Будущие разработки могут включать преобразование этих лазеров в импульсные для получения мощности, близкой к кВт», — поясняют разработчики технологии.

По их словам, подобные лазеры особенно важны при освоении космоса, поскольку волоконно-оптическая связь, в которой для передачи сигнала используется свет, а не электрический ток, позволяет наладить космическую связь.

«Наша основная цель состояла в разработке лазеров непрерывного излучения для получения достаточной мощности и создания температурного перехода в термоэлектрической системе. Использование лазеров в космосе — реальность, однако работа с лазерами требует повышенной осторожности, поскольку такие технологии могут использоваться в военных целях. Сейчас мы пытаемся выяснить, какие типы лазеров и какие их функции могут быть использованы в академических целях или в качестве коммерческих решений», — пояснили в пресс-службе университета.

Разработка была представлена в рамках проекта WipTherm, который координирует Университет Порту. Главной целью проекта было создание инновационной беспроводной системы передачи энергии для подзарядки компонентов накопителей энергии, используемых в технологиях «кубсат» (микро- и наноспутники). С развитием таких технологий вырос спрос на энергетическую сферу — потребовались солнечные панели большего размера, эффективные системы накопления энергии и другие системы передачи и сбора энергии.