Космическая связь для всех - 100 лет Михаилу Решетневу
Все мы пользуемся космической связью, смотрим десятки, если не сотни телевизионных каналов. Прямые репортажи из Китая, Америки, Антарктиды и даже из космоса никого не удивляют. Все это благодаря Михаилу Решетнёву. Создав и возглавив ОКБ-10 (НПО прикладной механики, сейчас АО «Информационные спутниковые системы им. академика М. Ф. Решетнёва») в суперсекретном до сих пор городке Красноярск-26 (сейчас Железногорск), он развил идею Сергея Королёва использовать спутники связи не только в военных, но и в гражданских целях. За 36 лет его руководства коллективом созданы первые высокоапогейные спутники серии «Молния», первые геостационарные cпутники связи, первая навигационная система, заложена основа ГЛОНАСС.
15-летний студент
Разработки Решетнева, даже гражданские, в советское время были строго засекречены. Наверное, именно поэтому в Большой Советской Энциклопедии о нем – ни слова. В Советской Военной Энциклопедии – тоже. В Энциклопедическом словаре он упомянут, но очень туманно: «Советский ученый в области прикладной механики, академик, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, имеет труды по проектированию машин и сложных автономных систем». В то же время журнал Британского космического общества Spacefight в № 12 за 1989 год дал более определенную информацию: «М.Ф. Решетнёв – главный конструктор навигационных, геодезических, небольших военных и геостационарных искусственных спутников Земли «Стационар» («Радуга», «Экран», «Горизонт»)». Информация об этом величайшем конструкторе стала доступнее только после его ухода из жизни 26 января 1996 года...
Михаил Фёдорович Решетнёв – будущий ученик и сподвижник главного конструктора ракетно-космической техники Сергея Королёва, родился 10 ноября 1924 года в селе Бармашево Николаевской области Украины. В 1929 году семья Решетнёвых переехала в Днепропетровск, где в 6-летнем возрасте Миша пошел в первый класс. Но проучился он всего один день. Учительница сообщила родителям, что в первом классе «ему просто нечего делать». Шестилетнего мальчика зачислили во второй класс, где он проучился только до ноября и его перевели в 3-й. И все это благодаря домашней подготовке и его врожденной тяге к познанию всего нового.
Во время учебы в школе Миша увлекся авиамоделизмом, потому решил поступить в авиационный институт.
В 1939 году окончив десятилетку с отличием в возрасте 14 лет, Миша попытался поступить в Харьковский авиационный институт. Но без паспорта его заявление даже не рассматривали. А вот в Московском авиационном институте на малолетство и отсутствие паспорта не обратили внимание.
В 1940 году он стал студентом МАИ и с головой ушел в учебу, не замечая неудобств. А жить ему пришлось в Красном уголке вместе с несколькими 18-летними парнями. Общежитий в то время в МАИ очень не хватало.
Несовершеннолетний участник Великой Отечественной
С началом Великой Отечественной войны всех московских студентов бросили под Вязьму строить укрепрайон. Роя траншеи и строя блиндажи, Михаил видел происходившие прямо над головой воздушные бои, слышал надрывный рев моторов «крестоносцев», летящих бомбить Москву.
Вскоре МАИ эвакуировали в Алматы. В июне 1942-го все студенты получили повестки в военкомат. Все, кроме Михаила Решетнева – ему не было еще 18 лет. Пошел в военкомат сам, получил направление в Школу авиационных механиков. По ее окончании 17-летний сержант Решетнёв продолжил военную службу в 26-ом запасном истребительном полку, где летчиков обучали полетам на ЯК-3. До октября 1945 года Решетнёв служил механиком и готовил к вылетам боевые самолеты, затем вернулся на учебу в МАИ.
Путь в ОКБ-1 Сергея Королёва
Учеба в МАИ успешно продвигалась. Экзамены только на «отлично» и «хорошо». Даже ребят по группе подтягивал, помогал. Вечерами занимался в кружке ракетной техники, который вел Михаил Тихонравов, бывший ГИРДовец (Группа изучения реактивного движения, созданная при участии Королева в 1932 году), который служил в секретном военном НИИ-4.
Для дипломного проекта Михаил выбрал сложнейшую тему: «Разработка тяжелого самолета-матки с истребителями на жидкостно-реактивных двигателях» с фантастической для того времени скоростью – «три звука». Руководителем проекта был авиаконструктор Владимир Мясищев, который поддержал идею Решетнева: «Этот проект может заинтересовать ВВС».
Председателем госкомиссии на защите диплома был авиаконструктор Семен Лавочкин. Он тоже высоко оценил дипломный проект Решетнёва, что давало право выбора места работы. Тихонравов посоветовал своему дипломнику: «Иди к Королеву, я договорился. А потом заберу к себе». Так он в 1950 году попал в Особое конструкторское бюро № 1 Министерства оборонной промышленности СССР (сейчас - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королёва) и начал работать инженером проектного отдела.
Через год Решетнев уже старший инженер. Королёв заметил его отличные теоретические знания и выдающуюся самоотдачу в реализации получаемых заданий, а также все ярче проявляющиеся организаторские способности и потому довольно быстро его продвигал. В 1957 году Решетнёв стал ведущим конструктором по ракете средней дальности с атомной боеголовкой на подвижном старте Р-11 и Р-11М – ракете для подводных лодок. Серийное производство этих ракет Решетнёв наладил на Оренбургском авиазаводе. В 1958 году Михаил Решетнев -- один из заместителей Главного конструктора Королёва.
Красноярск-26 – родина космической связи
В 1959 году по инициативе Королёва было принято правительственное решение о создании нескольких филиалов ОКБ-1, куда планировалось передать часть тематики и серийное производство. Филиал №1 в Куйбышеве возглавил Дмитрий Козлов, Филиал № 3 в Миасе – Виктор Макеев.
А в поселке Красноярск-26 был создан филиал № 2. Его директором и главным конструктором назначили 35-летнего Михаила Решетнёва.
Два года ушло на создание предприятия почти с нуля. В октябре 1961 года филиал получил самостоятельность и стал называться Особое космическое бюро № 10.
Интересный факт: Сергей Королев Красноярск-26 выбрал не случайно. Это был закрытый городок, не обозначенный ни на одной карте. Филиал Королев решил разместить на одной из производственных площадок Красноярского машиностроительного завода, выпускавшего артиллерийскую продукцию.
Первоначально предполагалось, что серийное производство ракет будет размещено в подземных цехах, в мощном скальном массиве на правом берегу Енисея, где уже началось строительство другого секретного предприятия оборонного комплекса – Горно-химического комбината для наработки оружейного плутония. Но позже от подземного расположения завода отказались и ядерщики остались в своём подземелье в одиночестве.
В 1962 года молодой конструкторский коллектив ОКБ-10 принял от ОКБ-586, возглавляемого Михаилом Янгелем, проект создания космической ракеты-носителя легкого класса на базе боевой баллистической ракеты Р-14. Под руководством Решетнева такой носитель, позже названный «Космос-1», был создан.
Затем разработана его модификация «Космос 3», которая 18 августа 1964 года вывела на орбиту первые спутники создаваемой ОКБ-10 системы низкоорбитальной спецсвязи «Стрела-1» под открытым названием "Космос-38", "Космос-39", "Космос-40".
После создания Министерства общего машиностроения все предприятия, включенные в его сферу деятельности, подверглись реорганизации. ОКБ-1 стало Центральным КБ экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), а ОКБ-10 - КБ прикладной механики. Решетнев продолжил его возглавлять. В 1966 году, из-за большой загрузки преемник Королева Василий Мишин передал из ЦКБЭМ Решетёву техдокументацию на высокоэллиптические спутники связи «Молния-1».
Конструкторы КБ ПМ переработали и усовершенствовали проект и в 1967 году начала формироваться система космической связи на базе более совершенных высокоэллиптических спутников «Молния-1+». В 1967-1970 годах разработаны и стали вводиться в эксплуатацию новые низкоорбитальные спутники спецсвязи "Стрела-1М" и "Стрела-2", а также создаваться первая советская навигационная спутниковая система «Циклон».
В 1970 году постановлением Совета Министров СССР КБ ПМ было освобождено от работ по проектированию ракет-носителей и полностью сосредоточилось на создании информационных спутниковых систем связи, телевещания, навигации, геодезии, мониторинга и разведки. На предприятии была создана мощная, одна из лучших в стране производственно-испытательная база. Вполне закономерно, что на решетнёвской фирме невероятно интенсивно стали создаваться и вводиться в эксплуатацию все новые космические аппараты.
Создана система спутников "Молния-2" (1971 год) для спецсвязи и "Молния-3" (1974) - первая в мире спутниковая система связи и вещания, которая сделала доступнее услуги телефонии и телевидения для жителей всего Советского Союза.
Была освоена геостационарная орбита. На ней на базе спутников «Радуга» (1975 год) была создана и принята на вооружение в 1979 году Единая система телефонно-телеграфной связи для Вооруженных Сил СССР. Один из ретрансляторов этой военной системы работал в интересах народного хозяйства и даже использовался международной организацией «Интерспутник».
На геостационаре на базе мощных спутников «Экран» создана система для ретрансляции цветных и черно-белых телепрограмм на сеть приёмных устройств коллективного пользования в Сибири и Крайнем Севере.
В октябре 1977 года КБ ПМ вновь пережило реорганизацию, став Научно-производственным объединением прикладной механики в составе ПМ и Красноярского механического завода. Михаил Решетнёв остался его генеральным директором и главным конструктором. Работа предприятия несмотря на реорганизации не прерывалась ни на минуту.
В 1978 году запущен на геостационарную орбиту первый спутник связи "Горизонт". Благодаря этим спутникам вся планета могла следить за событиями на Олимпиаде-80 в Москве.
Вскоре создана система спутников "Поток" (1982) для ретрансляции информации со спутников разведки, спутники спецсвязи и передачи данных "Молния-1Т" (1983) и "Стрела-3" (1985), геостационарный спутник связи "Луч" (1985), военный спутник связи "Радуга-1" (1989), спутник глобальной связи "Гонец-Д1" (1992), геостационарный спутник связи "Экспресс" (1994).
Михаил Решетнёв внёс вклад в создание спутниковых навигационных систем: "Циклон" (1967), "Цикада" (1976), "Надежда" (1982), ГЛОНАСС (1982) и "Галс" (1994), а также геодезических и научно-исследовательских спутников "Вертикальный космический зонд" (1967), "Сфера" (1968), "Ионосферная станция" - ("Космос-381", 1970), "Гео-ИК" (1981), "Эталон" (1989).
Созданные под руководством Решетнева спутники десятилетия обеспечивали надежную помехозащищенную круглосуточную связь и телевещание, решали задачи построения высокоточных геодезических сетей, определения формы, размеров Земли и её гравитационного поля, а также для кораблевождения и целеуказания.
Решетнёв - ученый
Михаил Решетнев был не только выдающимся конструктором, но и ученым. В его научных работах получила развитие теория механики движения твёрдого тела относительно центра масс с присоединенными упругими элементами. Им же создана пассивная магнитно-гравитационная система ориентации спутников.
В 1967 году Решетнев защитил докторскую диссертацию, стал преподавать в Красноярском государственном политехническом институте. В 1989 году он был удостоен ученого звания «профессор» и возглавил кафедру Красноярского университета, одновременно заведовал кафедрой в созданном при его участии Красноярском институте космической техники (сейчас - Сибирский государственном аэрокосмическом университет).
Под его руководством в НПО ПМ велись фундаментальные исследования по проблемам теплообмена, баллистики, механике движения твёрдого тела, механике композиционных материалов, теории сложных систем. В 1980-1990 годах в НПО ПМ при поддержке Решетнева сформировалось новое важное направление – создание сложных космических информационных систем.
В 1976 года Михаил Решетнёв был избран членом-корреспондентом, а в 1984 году - действительным членом АН СССР.
За свою многолетнюю работу Михаил Федорович был удостоен государственных наград. В 1974 году ему присвоено звание Герой Социалистического труда с вручением третьего ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 1980 году он стал лауреатом высшей премии страны «Ленинской». Руководство России в 1994 году его труд удостоило орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени и Государственной премией РФ (1996 год).
В 1996 году Михаил Федорович скоропостижно скончался. На прощании с конструктором многие отмечали важнейшую его черту – умение масштабно, по государственному мыслить и действовать. Он, как немногие руководители, мог увлечь и сплотить людей на решение грандиозных задач. Люди под его началом смогли создавать новейшую для своего времени технику, решая сложнейшие научные и технологические задачи.