Астрофизики придумали, как обнаружить инопланетные цивилизации
Наука

Астрофизики придумали, как обнаружить инопланетные цивилизации

4 января 2024 года, 12:37

Принято считать, что для возникновения на далеких мирах жизни — причем как многоклеточной, так и обладающей сознанием — необходимо наличие кислорода и воды. Однако группа европейских астрофизиков полагает, что для развития именно развитой цивилизации этого недостаточно. По их мнению, первостепенное значение в этом случае будет иметь концентрация кислорода в атмосфере экзопланеты на уровне в 18%. Это главный признак существования на ней цивилизации.

На сегодняшний день исследователи подтвердили существование уже свыше 5000 планет, находящихся за пределами Солнечной системы. Хотя современные телескопы пока не позволяют ученым рассмотреть поверхность этих экзопланет, выявить химический состав их атмосфер все же возможно. Это позволяет надеяться на обнаружение жизни за пределами Земли.

В прошлом месяце группа исследователей обнаружила фосфор в той области галактики, где его раньше не видели. Это натолкнуло ученых на мысль о том, что данная зона может быть пригодной для жизни. Теперь же другая команда, возглавляемая профессором физики и астрономии в Университете Рочестера Адамом Франком и доцентом астрономии и астрофизики в Университете Рима Тор Вергата в Италии Амедео Бальби, предложила применить к экзопланетам другую химическую метрику — кислород.

По их мнению, уровень этого вещества в атмосфере планеты поможет определить не только наличие на ней жизни, но и то, существует ли там технологически развитая цивилизация. Они напомнили, что кислород работает как окислитель в процессе сжигания топлива на открытом воздухе. Его должно быть достаточно для запуска реакции с окислением, но не слишком много для того, чтобы все вокруг внезапно загорелось. Изучив развитие жизни на Земле, ученые подсчитали, что уровень кислорода в атмосфере любой планеты должен быть в районе 18%, чтобы обеспечить контролируемое использование огня, что является признаком наличия на планете разумных существ и даже цивилизации.

Если же уровень кислорода на далеких мирах будет слишком низким или, наоборот, высоким, то искать там технологически развитое общество не имеет никакого смысла, утверждают ученые. Они убеждены, что их подсчеты позволят сократить время и ресурсы для поиска внеземных цивилизаций. Таким образом, концентрация кислорода служит главным маркером, по которому следует искать инопланетян.

«Следовательно, нам нужно быть чрезвычайно осторожными в интерпретации открытий. Наше исследование предполагает, что следует скептически относиться к потенциальным техносигнатурам планеты с недостаточным содержанием кислорода в атмосфере», — резюмировали исследователи.

В сентябре NASA обновило критерии поиска разумной жизни во Вселенной. Так, в частности, в агентстве решили сконцентрироваться на техносигнатурах — технологических свидетельствах существования развитых цивилизаций на далеких экзопланетах.