Спутник астероида Динкинеш откололся от него в далеком прошлом
Наука

Спутник астероида Динкинеш откололся от него в далеком прошлом

30 мая 2024 года, 12:14

Астероид Динкинеш и его спутник Селам, расположенный всего в трех километрах от своего «хозяина», продолжают преподносить сюрпризы ученым. На этот раз на поверхности Динкинеша обнаружили необычные каменные гребни, которые могли образоваться при быстром вращении астероида в далеком прошлом. По мнению ученых, в определенный  период времени небесное тело буквально разорвало само себя — часть обломков упала обратно на его поверхность, а другая — была выброшена на орбиту. Не исключено, что именно так и появился спутник Селам.

После того как космический аппарат NASA «Люси» пролетел мимо Динкинеша в ноябре 2023 года, специалисты выяснили, что астероид не одинок в космосе. На полученных снимках было видно, что рядом с ним находится еще один объект — астероид меньшего размера, вращающийся вокруг Динкинеша. Сначала ученые предположили, что имеют дело с обычной двойной системой, но при более тщательном анализе оказалось: спутник Динкинеша сам состоит из двух разных объектов, соединенных вместе.

Необычное каменистое тело получило название Селам — в честь австралопитека, найденного в 2000 году. Проанализировав его изображения, сотрудники NASA пришли к выводу, что по своей форме он напоминает гантель — только вместо двух шаров у нее по ее краям расположены две луны, диаметр которых составляет 210 и 230 метров соответственно. Как предполагают ученые, они «слиплись» между собой, соприкоснувшись на небольшой скорости, и тем самым образовали Селам.

Но каково происхождение этих тел? Команда зонда «Люси», куда входит профессор астрономии и геологии Мэрилендского университета Джессика Саншайн, предположила, что они могут быть осколками Динкинеша, которые были попросту выброшены в космос. Вероятно, это произошло в результате быстрой раскрутки астероида в далеком прошлом — скорость его вращения выросла настолько стремительно, что он буквально разорвал сам себя на части. По мнению ученых, тело могло раскрутиться из-за неравномерного прогрева его поверхности под влиянием солнечного света.

Как следствие, существенный объем материи Динкинеша попал на орбиту, образовав вокруг него газопылевой диск. Затем внутри этого диска появилось два обособленных объекта, которые со временем сблизились в результате гравитационных взаимодействий и теперь составляют единое небесное тело гантелеобразной формы. При этом остатки газопылевого диска, напротив, осели на Динкинеше и образовали на его поверхности горные хребты. Судя по снимкам с зонда «Люси», на астероиде есть большое углубление в виде борозды — она составляет около четверти от общего объема Динкинеша.

«Эти маленькие тела гораздо более сложные, чем мы первоначально думали. Благодаря дополнительным наблюдениям, сделанным космическим аппаратом, мы смогли лучше проанализировать такие характеристики, как скорость вращения Динкинеша и характер орбиты Селама. Мы также лучше понимаем, из каких материалов они, возможно, состоят, что приближает нас на шаг к пониманию того, как именно образуются землеподобные тела», — заявила Джессика Саншайн.

По мнению команды исследователей, Динкинеш, вероятно, обладал некой внутренней силой, которая позволяла ему сохранить большую часть своей формы. «Распадаются ли объекты при столкновении или слипаются, во многом зависит от их прочности и внутренней структуры», —  говорится в статье. Диаметр астероида составляет 720 метров, он находится в Главном поясе, лежащем между Марсом и Юпитером, и принадлежит к S-классу.

Динкинеш и его спутник Селам — это первые два из 11 астероидов, которые «Люси» планирует исследовать в течение своего 12-летнего космического путешествия. После облета внутреннего края Главного пояса зонд направится обратно к Земле, после чего полетит к астероиду Дональд Йохансон (в 2025 году), а затем —  к троянским астероидам (в 2027 году).