Совет ЕС утвердил новую космическую стратегию
Проекты

Совет ЕС утвердил новую космическую стратегию

22 ноября 2023 года, 13:58

Европейский Союз пожелал «утвердить свои позиции» в качестве «глобальной космической державы» в условиях «растущих вызовов безопасности в космической сфере». По крайней мере, это следует из утвержденной Советом ЕС новой космической стратегии, которую в законодательном органе окрестили «новаторской» и «амбициозной».

По мнению профильной комиссии, готовившей стратегию, европейским властям необходимо углубить «понимание космических угроз». С этой целью евробюрократам будут ежегодно доставляться секретные отчеты о состоянии дел, подготовленные «укрепленными» (и дополнительно профинансированными) военными и гражданскими разведками.

Комитет признает «уязвимость космических систем»: следствием этому должно стать повышение их устойчивости и защищенности. В качестве одного из средств Еврокомиссия собирается предложить специальное «космическое право» ЕС, которое отразило бы «растущую зависимость от космоса жизненно важных функций общества».

Кроме того, профильными специалистами будет вестись разъяснительная работа среди чиновников. Также будет сделан акцент на роли космоса в рамках Общей политики безопасности и обороны (CSDP) Евросоюза. В частности, дополнительное финансирование получит Спутниковый центр ЕС (SatCen).

Но еврочиновники не ограничатся сугубо оборонительными мерами: в стратегии также говорится о поддержке перехода к «зеленым» технологиям, про цифровизацию управления и создание новой общей службы по наблюдению за Землей. По заявлению Еврокомиссии, все это подчеркнет роль ЕС как «ответственного игрока на международной арене», стремящегося установить «нормы и принципы ответственного поведения в космосе».

В то же время авторы стратегии обратили внимание на некоторые затруднения, которые возникнут на пути превращения ЕС в «космическую державу», например, на отсутствие у ЕС собственных технологий для вывода на орбиту чего-то крупнее кубсата. Связи с Роскосмосом разорваны, а ракет своей разработки в Европе не осталось: первый запуск новой «Арианы» опаздывает уже на несколько лет.

В результате власти Евросоюза были вынуждены впервые поручить запуск своих спутников сверхсекретной межправительственной связи компании SpaceX и отправлять их за океан, предпринимая отчаянные меры безопасности. Таким образом, вопрос реализации данной «амбициозной» стратегии остается открытым.