Международной космической станции четверть века
Космический архив

Международной космической станции четверть века

20 ноября 2023 года, 09:19

20 ноября 1998 года в 09:40 московского времени с площадки № 81 космодрома Байконур стартовала ракета «Протон-К», которая вывела на заданную орбиту первый модуль Международной космической станции «Заря», созданный в России. Так началось строительство МКС, которая успешно функционирует ровно четверть века.

Как все начиналось

1 / 6

В США работы по разработке орбитальных станций велись с начала 1960-х годов. Наиболее продвинутым, но так и не реализованным был проект военной станции MOL. В начале 1970-х американцы на остатках программы «Аполло» создали станцию «Скайлэб» на которой отработало три экипажа.

В нашей стране работы по орбитальным станциям (тоже военным) начались в ОКБ-52 (ЦКБМ, сейчас НПО машиностроения) под руководством Владимира Челомея в 1964 году по программе «Алмаз». В 1970 году было официально объявлено, что магистральный путь космонавтики СССР не Луна, а пилотируемые орбитальные станции и к их созданию подключилось ЦКБЭМ (бывшее ОКБ-1, сейчас РКК «Энергия). Чтобы не упустить приоритет в этом направлении, было принято решение передать готовые корпуса «Алмаза» из ЦУБМ в ЦКБЭМ и оснастить их уже отработанными и испытанными системами корабля «Союз» и таким образом быстро создать первую в мире орбитальную станцию. Это получилось: 19 апреля 1971 года долговременная орбитальная станция «Салют» была выведена на орбиту. С тех пор на орбите отработали 6 одномодульных и одна многомодульная («Мир») советские орбитальные станции. Базовый блок «Мира» вместо гарантийных трех и расчетных десяти лет проработал на орбите 15 лет. На нем космонавтом Валерием Поляковым была достигнута рекордная длительность полета – 437 суток, которая не превзойдена до сих пор. Полет орбитального комплекса «Мир» дал колоссальнейший опыт обеспечения длительных космических экспедиций, тушения пожара, отработки действий после столкновения космических аппаратов и пр. В СССР были планы построить новую станцию «Мир-2», но им не суждено было сбыться.

А что же Америка? Выиграв у СССР гонку с высадкой человека на Луну, и запустив свою единственную орбитальную станцию, США переориентировались на якобы экономически эффективную программу Space Shattle, сулившую в десятки раз снизить стоимость выведения килограмма полезного груза на орбиту. Но шаттлы могли летать не более 2-3 недель, этого явно не хватало для многих научных экспериментов, потому советские успехи в длительных полетах не давали покоя американским лидерам. В 1984 году NASA добилось госфинансирования проектирования и создания огромной орбитальной станции Freedom («Свобода»). В качестве партнеров NASA пригласило канадское, европейское и японское космические агентства. Проектирование началось.

Построить можно, а как спасаться?

Одним из нерешенных вопросов при проектировании международной орбитальной станции оказалась проблема спасения экипажа между короткими полетами шаттлов. Их запуски стоили очень дорого, да и на подготовку к старту уходило недопустимо большое для спасательной операции время. Возникла необходимость создания корабля-спасателя, который был бы постоянно пристыкован к станции и был готов в любое время эвакуировать экипаж. Разработка такого корабля с нуля оказалась для США очень дорогой. Выручил «трещавший по швам» Советский Союз.

В октябре 1991 года генеральный конструктор НПО «Энергия» Юрий Семёнов на встрече с руководством компании Boeing предложил использовать в качестве корабля-спасателя советский «Союз ТМ», который уже тогда мог летать полгода в составе станции, а при определенной доработке и год. «Боингу» идея понравилась. Компания убедила в выгодности такого сотрудничества NASA, и работы пошли. 

В 1992 году началось сотрудничество России с США по международной орбитальной станции.

НПО «Энергия» брало на себя обязательство изготавливать корабли-спасатели «Союза ТМ» для спасения экипажа станции Freedom, но как его туда доставлять? Чтобы максимально использовать грузоподъемность шаттлов, станцию решили размещать на орбите с наклонением 28.5°. Но вывести «Союз» на такую орбиту с Байконура с помощью штатной ракеты-носителя «Союз-У» было невозможно. Выведение ракетой-носителем «Протон» или на шаттлах было бы существенно дороже, да и приземлять спускаемый аппарат на территорию Казахстана с такой орбиты тоже невозможно. На американской территории для посадок «Союзов» были доступны только неудобные и малодоступные части Флориды и юг Техаса. Рассматривалась даже Австралия, но и она оказалась неприемлемой. В результате в  том же 1992 году работы по программе Freedom зашли в тупик. К этому времени США потратили на проект орбитальной станции $8,1 млрд, а их партнеры – около $2,6 млрд .

В игру вступает Российское космическое агентство

25 февраля 1992 года указом президента России Бориса Ельцина было образовано Российское космическое агентство (РКА). Его возглавил Юрий Коптев – опытный управленец, прошедший путь от старшего инженера Машиностроительного завода им. С.А. Лавочкина до заместителя министра «космического» Министерства общего машиностроения.

Коптев рассказывал, что весной 1992 года Ельцин полетел в США для встречи с президентом Джорджем Бушем-старшим. В состав делегации были включены сам Коптев и Юрий Семёнов, которые за время поездки подготовили и подписали документ о совместном исследовании и использовании космического пространства, в том числе и пилотируемыми средствами. Вскоре была сформирована и утверждена программа обмена космонавтами, в рамках которой российский космонавт (Сергей Крикалёв) совершал полет на шаттле, а американский (Норман Тагард) на «Союзе ТМ» и «Мире». Работа пошла.

В марте 1993 года Коптев и Семёнов при поддержке корпорации Boeing обратились к директору NASA Даниэлю Голдину с предложением о совместном создании Международной космической станции (МКС) с использованием наработок по станциям Freedom и «Мир-2».

Голдину идея понравилась, но ее нужно было еще «продать» новой американской администрации так как новый вице-президент Альберт Гор считал правильным вернуться к проекту Freedom, но предусмотреть участие в нем России.

В результате было разработано три варианта международной станции с обозначениями A, B и C. Варианты B и C были в итоге отвергнуты, а вариант A (или «Альфа») был принят к реализации при участии всех стран–участниц проекта Freedom, а также России.

С целью накопления опыта совместной эксплуатации международной станции в августе 1993 года была разработана расширенная программа пилотируемых полетов американских астронавтов сначала на «Мир», а потом и на МКС. В сентябре 1993 года российский премьер-министр Виктор Черномырдин и Альберт Гор подписали совместное заявление о сотрудничестве в космосе, включая участие России в создании МКС и длительные полеты астронавтов на «Мире».

4 октября 1993 года, в то время, когда в Москве танки, верные президенту, стреляли по засевшим в Белом доме мятежникам, в РКА на улице Щепкина состоялось важное совещание представителей РКА, НПО «Энергия», Центра Хруничева, NASA и Boeing. На нем было принято решение: первый модуль МКС будет сделан в России по заказу фирмы Boeing и запущен «Протоном». Второй модуль, сделанный в США, будет доставлен на шаттле. Третьим будет российский служебный модуль, после стыковки которого с основой МКС можно будет начать на станции пилотируемые длительные полеты.

1 ноября 1993 года между РКА и NASA был подписан Детальный план работ по МКС. Американцев долго пришлось убеждать отказаться от орбиты наклонением 28.5°, но в итоге они согласились на компромисс: строить МКС на «мировской» орбите наклонением 51.6°. Благодаря этому решился вопрос с кораблями-спасателями, которыми были признаны российские «Союзы ТМА». На этом совещании обсуждалось и российское предложение собирать МКС в той же орбитальной плоскости, что и ОК «Мир», но на небольшом расстоянии, чтобы можно было переправить на МКС два самых новых модуля "Мира", которые еще не выработали свой ресурс, а также перевезти научную аппаратуру. Это предложение вызвало у американцев полное неприятие. Пришлось уступить и согласиться на строительство новой станции с нуля.

Коптев так объяснял сговорчивость Москвы: «Нам в то время очень было нужно это сотрудничество, так как финансировалась космическая отрасль государством очень плохо и была реальная угроза прекратить пилотируемые полеты. Мы каждый год составляли план-график всех операций на орбите. Ваш покорный слуга его подписывал внизу, а вверху его утверждал премьер-министр Черномырдин. И такой документ помогал получать минимально необходимое финансирование от правительства. Кроме того, контракт, по которому приходили деньги от «Боинга», позволил нам достроить два модуля «Спектр» и «Природа» и довести станцию «Мир» до плановой конфигурации». Чтобы этого добиться Коптеву и Семёнову за один год пришлось летать в США 11 раз.

Запуск на орбиту первого модуля МКС - ФГБ «Заря»  - назначили на май 1997 года. Закончить строительство станции намечалось в октябре 2001 года, а срок эксплуатации был определен в 10 лет. По различным причинам в России возникли задержки с изготовлением ФГБ «Заря». Не все в порядке было и с первым американским модулем Node 1 Unuty. Потому станцию начали строить на полтора года позже плана.

Запуск "Зари"

Наступило 20 ноября 1998 года. На Байконур, чтобы засвидетельствовать начало строительства МКС, прибыли не только специалисты из России и США, но и из всех стран–участниц проекта. Точно по плану, в 11:40 по местному времени ракета «Протон-К» стартовала и успешно вывела на расчетную орбиту первый модуль МКС – Функционально-грузовой блок «Заря».

Все гости направились в Дом культуры на 95-й площадке космодрома на торжественное мероприятие, заняли места в зале, но собрание все не начиналось. Наконец на сцену вышел директор РКА Юрий Коптев и начал долгую речь о сотрудничестве. Все слушатели в недоумении смотрели на совсем не радостное лицо главы агентства.

В зале пробежал шепот: с «Зарей» не все в порядке. Речь Коптева все больше затягивалась, гул в рядах слушателей нарастал. И тут из-за кулис вышел человек в костюме и что-то шепнул на ухо Коптеву. Все замерли. Юрий Николаевич прервал долгую речь и объявил, что с «Зарей» все нормально, все внешние элементы конструкции раскрылись штатно. Раздались оглушительные аплодисменты.

Затем глава РКА быстро, на радостной ноте закончил выступление, и дальше празднование пошло своим чередом. Позже выяснилось, что, когда "Заря" уходила из зоны видимости наземных пунктов России, подтверждение раскрытия антенн и солнечных батарей не поступило. Коптеву пришлось потянуть время, чтобы дождаться второго витка, на котором телеметрия подтвердила, что все в порядке. Так произошло величайшее событие в истории цивилизации – начало строительство Международной космической станции.