Первый казак в космосе: 90 лет дважды Герою Советского Союза Виктору Горбатко
Космический архив

Первый казак в космосе: 90 лет дважды Герою Советского Союза Виктору Горбатко

3 декабря 2024 года, 09:51

Летчику-космонавту СССР, дважды Герою Советского Союза, Виктору Горбатко 3 декабря исполнилось бы 90 лет. За плечами этого замечательного человека три космических полета, 22 года службы в отряде космонавтов, 5 лет в спорткомитете Министерства обороны и еще столько же – начальником факультета своей альма-матер – Военно-воздушной инженерной академии Жуковского.

Воздушный бой над кубанской степью предопределил судьбу

Родился Виктор Горбатко 3 декабря 1934 года в поселке совхоза «Венцы-Заря» Гулькевичского района Краснодарского края неподалеку от конного завода «Восход» в многодетной семье ветеринарного фельдшера Василия Павловича и Матрены Александровны Горбатко.

В одной из наших поездок в Шоршелы, на родину его товарища по отряду космонавтов Андрияна Николаева, Виктор Васильевич поделился воспоминаниями детства. Он рассказал про огромные табуны скакунов на склонах холмов, поведал, как бежали мурашки по спине, когда впервые сел в седло и что долгие годы ему снилось ржание коней, стук копыт скачущего мимо табуна. Вспомнил Виктор Васильевич и голодные месяцы оккупации фашистскими войсками родного поселка, уроки своей первой учительницы Надежды Карауловой в нетопленой школе с окнами, забитыми фанерой, и обучение по букварю, в котором осталось после изгнания немцев всего восемь страниц. Рассказал Виктор Васильевич и о радости, когда вернулся с фронта после тяжелого ранения отец…  

С самого детства Виктор помогал взрослым в поле, пахал сохой, гонял лошадей в ночное. В школьном драмкружке играл роль Сергея Тюленева в спектакле «Молодая гвардия». Там же познакомился с Валентиной Ордынцевой, игравшей роль Любки Шевцовой, ставшей его женой, матерю двух дочерей.

В 1949 году Виктор закончил семилетку в родном поселке при конезаводе, в 1952 году - десятилетку в школе № 4 в Ново-Кубанском районе и поступил в 8-ю военную школу первоначального обучения летчиков в Павлограде Днепропетровской области Украины.

Отвечая на мой вопрос, почему потянуло в авиацию, Виктор Васильевич рассказал, что захотел стать летчиком еще во время войны, когда увидел воздушный бой над своим поселком. Он вспоминал, что немецких самолетов было больше, но три из них были сбиты. Вспомнил, что был подбит и один наш самолет.

Это запомнилось на всю жизнь. Видимо, на его желание стать летчиком наложились рассказы старшего брата Бориса и мужа сестры Елены, которые тоже были военными летчиками.

В космическом резерве

После «первоначалки» Виктор поступил в Батайское военное авиационное училище летчиков. Вот выдержка из одного из сохранившихся писем того времени: «Мы стали настоящими летчиками и летаем по-настоящему, на реактивных! Вот бы посмотрел Борис... Завтра снова летать. Встаем рано, в 5 утра. А сейчас... Ого! Стрелки пошли на второй круг. Я счастлив, что попал сюда. Инструктор — лейтенант Баскаков — отличный летчик и человек симпатичный. Правда, характер у него особенный: на земле вежливый, слова «черт» не скажет, но только взлетим — сейчас же начинает ворчать. Когда садимся, думаешь, сейчас начнется разнос, а он спокойно разбирает полет».

После окончания училища служил в Молдавии. Журналист Михаил Ребров как-то спросил Виктора Васильевича, были ли в его летной практике критические ситуации. Горбатко ответил: «Нет, ничего героического в моей летной практике не было. Никаких необыкновенных случаев, ярких эпизодов, когда пришлось бы рисковать жизнью. Все складывалось гораздо проще, обыденнее, чем мечталось на школьной скамье, и труднее именно своей повседневностью».

1 / 4

Но, как выяснилось, он поскромничал. Однажды во время полета метеоусловия резко ухудшились. Из-за низкой облачности видимость земли исчезла. Получив команду возвращаться, Горбатко выполнил маневр разворота, но усомнившись в показаниях радиокомпаса, повел самолет по гиромагнитному компасу. Беспокойство в правильности курса росло, а топлива осталось все меньше. Вдруг в разрывах облаков Горбатко увидел городские кварталы и мелькнувшую железную дорогу. Он узнал местность и понял, что отклонился от нужного курса.

Загорелась лампочка окончания топлива. Через секунды двигатель заглох бы, но Виктор Васильевич дотянул до аэродрома и, вынырнув из низких облаков, посадил самолет.

7 марта 1960 года Виктор Горбатко вместе с Юрием Гагариным и еще десятью летчиками был зачислен в отряд космонавтов. Началась подготовка. Горбатко — сосредоточенный, не знающий усталости, строгий к себе и всегда готовый прийти на помощь другим, тем не менее не попал в знаменитую шестерку для подготовки к первым полетам на кораблях «Восток».

В сентябре 1963 года он был включен в группу для подготовки к групповому полету двух «Востоков» длительностью 8-10 суток. Вскоре стало ясно, что полетов «Востоков» больше не будет, а им на смену идут «Союзы», и Виктор Горбатко назначен в третий экипаж для подготовки к полету со стыковкой двух «Союзов». Но вскоре была утверждена модификация корабля «Восток» ("Восход-2") для выхода в открытый космос, и в июне 1964 года сформировали два экипажа: Беляев-Леонов и Горбатко-Хрунов.

Началась активная подготовка к полету. Но в декабре у Горбатко при вращении на центрифуге выявились изменения в работе сердца, и его отстранили от подготовки. После удаления гланд он вернулся в строй, но поезд ушел. Его место в дублирующем экипаже занял Дмитрий Заикин.

Скромность красит космонавта

В мае 1965 года Горбатко начал подготовку ко второму полету корабля «Восход» с выходом в открытый космос в качестве выходящего пилота, но лишь в третьем экипаже. Дело в том, что генерал Николай Каманин, отвечавший за подготовку космонавтов, был невысокого мнения о Горбатко. Каманин считал, что кроме знания космической техники нужно быть представительным, уметь свободно общаться с любыми людьми, а Виктор Васильевич был слишком скромным.

По мнению Каманина, Горбатко малоактивен в общественной жизни, всегда молчит. Он считал, что полет Горбатко выполнить сможет, а с блеском представлять советскую космонавтику - нет. Гагарин и Комаров высказались в поддержку Горбатко, но это не повлияло на мнение Каманина.

Однако уже в октябре 1965 года генерал изменил мнение о Горбатко, сказав, что он может выполнить любой космический полет и даже назначил его вторым пилотом основного экипажа длительного полета на «Восходе-3». Но счастье было не долгим. Его место в экипаже отдали ученому, а Горбатко вернулся к подготовке к полетам на «Союзах». 15 января 1969 года Виктор Васильевич стал дублером Евгения Хрунова в экипаже «Союза-5».

Казалось, невезение кончились. После дублирования Горбатко, наконец, оказался в основном экипаже, вместе с Анатолием Филипченко и Владиславом Волковым и невероятно упорно стал готовиться к своему первому полету на «Союзе-7».

1 / 6

Старт состоялся 12 октября 1969 года. Поначалу все шло хорошо, но на взлетевшем на следующий день «Союзе-8» отказала радиотехническая система сближения и стыковки «Игла». Владимир Шаталов не смог состыковать корабль с «Союзом-7», а Георгий Шонин и Валерий Кубасов с «Союза-6» не сняли состыкованные корабли со стороны. Основная задача одновременного полета трех кораблей не была выполнена, но индивидуальную программу экспериментов Горбатко, Филипченко и Волков выполнили полностью.

При их возвращении возникла опасная нештатная ситуация.  На пульте раньше ожидаемого времени загорелся сигнал «Автоматическая система посадки». Этот сигнал должен был загореться уже после разделения отсеков или при наборе вручную команды на разделение.

Возникло серьезное опасение, что из-за какой-то ошибки программа спуска уже выполняется, и корабль сядет, не дотянув до Казахстана, в Атлантическом океане или в Западной Европе.

В Москве и Евпатории лучшие специалисты анализировали ситуацию. После напряженных дебатов пришли к выводу, что ошибочна лишь индикация, а программа посадки не включена. Вывод оказался правильным. Посадка «Союза-7» завершилась благополучно.

Виктор Горбатко вспоминал: «Когда «Союз-7» приземлился и открыли люк, я сразу почувствовал неповторимый запах земли... Каких бы вершин ни достиг человек, как бы далеко ни уходили его космические маршруты, он, как и в старину, отправляясь вдаль, всегда захватит с собой горсть родной земли».

Во все полеты Виктор Васильевич брал с собой горсть земли с малой родины.

Ручная стыковка и разгерметизация орбитальной станции

Второй космический полет состоялся спустя 8 лет. За эти годы Горбатко готовился по лунным программам, был оператором по связи с экипажем первой станции «Салют», не раз был дублером, даже побывал командиром второго отряда космонавтов.

7 февраля 1977 года с Байконура стартовал «Союз-24» с командиром Виктором Горбатко и бортинженером Юрием Глазковым. Программа полета была насыщенной. Надо было состыковаться с «Салютом-5» («Алмаз-3»), выполнить на его борту серию военно-прикладных экспериментов, в том числе завершить испытания аппаратуры «Агат» (фотоаппарат АСА-34Р с телескописческим объективом), проявочную машину и сканирующее устройство.

При стыковке «Союза-24» с «Салютом-5» опять, как и у предыдущего корабля «Союз-23», возникли проблемы. Горбатко, несмотря на стыковку в темноте, заметил рассогласование видимой боковой скорости корабля относительно станции и показаний прибора системы «Игла».

Командир перешел на ручное управление, остановил корабль на расстоянии 70 метров от станции, отключил «Иглу» и, наблюдая процесс через визир, произвел стыковку.

Еще более опасным был первый в истории эксперимент по смене атмосферы станции. Юрий Глазков по сигналу с Земли открыл клапан, раздалось шипение, воздух из станции устремился в космос и давление стало быстро падать.

В другом конце станции Горбатко открыл один из баллонов со сжатым воздухом и, регулируя наддув, не позволил давлению упасть ниже допустимого предела.

Горбатко рассказывал: «Когда открыли клапаны сброса воздуха и наддува атмосферы, поднялся страшный гул. Было впечатление, что станция разорвется! Звуковой эффект был таким, как будто находишься внутри катящейся с горы по булыжной мостовой металлической бочки». Но все закончилось благополучно.

Первый казак-космонавт

Третий полет состоялся в июле 1980 года. Виктор Горбатко был командиром «Союза-37». Вместе с первым космонавтом Вьетнама Фам Туаном он успешно выполнил программу научных экспериментов на станции «Салют-6».

В 1982 году Виктор Горбатко ушел из отряда космонавтов. В 1992-м вышел в отставку в звании генерал-майора. Много лет возглавлял Союз филателистов, был президентом Общества друзей Монголии, работал советником председателя Госдумы...

Автор был хорошо знаком с этим очень добрым и чутким человеком. Мы с ним родились в один день с разницей в четверть века. Потому я никогда не забывал его поздравить. Но были случаи, когда его телефонный звонок с поздравлением опережал мой. 

Как-то Виктор Васильевич рассказал эпизод из своей жизни: «Поздравляли мы женщин с 8 марта… И что-то зашел разговор о первых космонавтах. А я и говорю: «Я тоже первый космонавт». Все на меня смотрят, думают: что это он говорит? «Да нет, я у Гагарина первенства не отбираю. Он первый космонавт Земли нашей. Терешкова – первая женщина-космонавт, а я первый казак-космонавт»...

Виктора Васильевича Горбатко не стало 17 мая 2017 года.