Живой уголок на орбите: 50 лет запуску первого биоспутника «Бион»
Космический архив

Живой уголок на орбите: 50 лет запуску первого биоспутника «Бион»

31 октября 2023 года, 10:23

Ровно 50 лет назад – 31 октября 1973 года с космодрома Плесецк был запущен космический аппарат «Бион-1» с крысами, рептилиями, насекомыми, бактериями и растениями на борту. Это был первый из 11 спутников первой серии «Бион». Эксперименты, выполненные в рамках программы, внесли значительный вклад в развитие пилотируемых космических полетов.

Космический аппарат «Бион-1» (или «Космос-605») пробыл на орбите 21 день, после чего спускаемая капсула успешно совершила посадку в заданном районе Казахстана 22 ноября 1973 года. Внутри капсулы находилась система жизнеобеспечения с ресурсом в 30 дней, поддерживающая жизнь крыс, черепах, насекомых, низших грибов и икры рыб. Во время первого эксперимента «Бион» основной целью было изучение воздействия невесомости на живые организмы. Как итог, впервые была доказана возможность электростатической защиты организмов в радиационных поясах Земли.

Конструкция аппарата, получившая название 12КС, была создана на основе спутника «Зенит-2М». В рамках программы «Бион» проводились комплексные физиологические, морфологические, биохимические, генетические исследования на животных и растительных организмах в полетах биоспутников, специально разработанных для проведения биологических исследований.

С 1973 по 1996 год было запущено 11 биоспутников этой серии. Длительность полетов составляла от 5 до 22,5 суток. В проекте также принимали участие ученые из Болгарии, Венгрии, ГДР и ФРГ, Канады, Польши, Румынии, США, Франции, Чехословакии, Китая, Нидерландов. В 2013 году с космодрома Байконур была запущена усовершенствованная версия корабля – «Бион-М» №1, который провел месяц на околоземной орбите. Тогда в космосе побывали мыши, монгольские песчанки, гекконы, улитки, растения и колонии различных микроорганизмов.

С помощью «Бионов» было проведено множество научных экспериментов с использованием научной аппаратуры и различных биообъектов: одноклеточные организмы, культуры тканей, низшие и высшие растения, насекомые, рыбы, амфибии, черепахи, белые лабораторные крысы, обезьяны. Всего в космосе побывало более 37 видов биообъектов.

Исследования, проведенные во время полетов биоспутников, показали, что пребывание в невесомости приводит к существенным, но обратимым функциональным, структурным и метаболическим изменениям в мышцах, костях, миокарде и нейро-сенсорной системе млекопитающих. Ученым удалось изучить механизм развития этих изменений и на основе полученных данных были разработаны меры профилактики негативного действия невесомости на организм человека. Таким образом, эксперименты «Бион» заложили основу для долговременных пилотируемых орбитальных полетов.

В планах Роскосмоса и Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН осуществить запуски второго и третьего космических аппаратов новой серии биоспутников. Старт следующего спутника «Бион-М» №2 запланирован на 2024 год. Он будет выведен на высоту около 800 километров, что почти в два раза выше орбиты МКС и в 10 раз выше по уровню радиации, по сравнению с первым «Бионом». Предыдущие «Бионы» ориентировались на физиологические аспекты, а вот на «Бионе-М» № 2 экспериментов по радиации будет больше, чем раньше. На его борту будет находиться около 1500 мух, а также мыши, грибы, бактерии и образцы клеточных тканей. Проект станет частью программы подготовки к созданию Российской орбитальной станции (РОС).