Четыре драматических полета и вся жизнь, отданная космосу: 85 лет Валерию Рюмину
Сегодня дважды Герою Советского Союза, летчику-космонавту СССР, руководителю полетом станции «Салют-7» и директору программы МКС Валерию Викторовичу Рюмину исполнилось бы 85 лет. Четыре крайне напряженных космических полета, включая полет на "Мир" "космонавта на пенсии", рекорды и вся жизнь, посвященная космонавтике, выделяет Рюмина из когорты космонавтов-героев.
Из танкистов в ракетчики и космонавты
Родился Валерий Рюмин в Комсомольске-на-Амуре в семье токаря, позже главного технолога завода. Совсем в юном возрасте его семья переехала в Подмосковье. По окончании восьмилетней школы в Загорянке Валера Рюмин стал учащимся Калининградского (сейчас город Королёв) механического техникума, по окончании которого в 1958 году работал револьверщиком на заводе №88 (сейчас Завод экспериментального машиностроения в составе РКК «Энергия») - на том самом заводе, где создавали первые спутники, первые ракеты и начинали строить пилотируемые космические корабли.
Видимо, именно в это время в душу Валерия запала мечта о космоса. И даже после трех лет срочной службы танкистом в Азербайджане Валерий не изменил своей мечте, потому, вернувшись на гражданку, он поступил в Московский лесотехнический институт (сейчас Мытищинский филиал МГТУ им. Баумана). Будучи еще студентом, в 1965 году, стал работать техником-стажером в ОКБ-1, которым тогда еще руководил легендарный Сергей Королёв. По окончании факультета «Счетно-решающая техника» (факультет основан в 1958 года по инициативе Королёва с целью подготовки специалистов для развивающегося ракетно-космического комплекса) в 1966 году с дипломом инженера-электрика он уже инженер Центрального КБ экспериментального машиностроения (так стал назваться ОКБ-1, позже НПО «Энергия).
Причем приняли Рюмина сразу в 731 отдел, где под руководством легендарного летчика-испытателя Сергей Анохина формировался первый в нашей стране отряд гражданских космонавтов.
Его более старших коллег по отделу Олега Макарова, Алексея Елисеева, Георгия Гречко и других, в конце года уже поставили на должности «космонавт». Рюмин не попал в их число так как еще не отработал на предприятии необходимых трех лет. Тем не менее, ему в этом летно-испытательном отделе доверили серьезные работы. Он разрабатывал инструкции по электрическим испытаниям кораблей для облета Луны Л-1 (11Ф91), проверял эти корабли на контрольно-испытательной станции завода. Не раз возглавлял испытания кораблей Л-1 и был техническим руководителем.
Когда от лунной программы ЦКБЭМ перешло к созданию долговременных орбитальных станций, Валерий Рюмин стал заместителем ведущего конструктора по этим станциям. Из-за такой напряженной работы его заявления о вступлении в отряд космонавтов отклонялись главным конструктором ЦКБЭМ Василием Мишиным и лишь в 1972 году Рюмина направили на медобследование.
В начале 1973 года он получил от врачей допуск к спецподготовке и 21 марта 1973 года был поставлен на должность космонавта все в том же родном 731 отделе, где он проработал вместо положенных трех более 6 лет.
Вместе с ним были приняты в отряд Владимир Аксенов, Александр Иванченков и Геннадий Стрекалов, ставшие, как и Рюмин, летчиками-космонавтами и дважды Героями Советского Союза.
В то время общекосмическую подготовку гражданские космонавты отряда ЦКБЭМ проходили на своей подмосковной базе в основном в свободное от работы время. И Рюмин вместе со своими коллегами ее прошел, а в ЦПК на непосредственную подготовку к полету его все не назначали. Ему было особенно обидно, когда Александра Иванченкова, набранного одновременно с ним, в 1973 году направили в ЦПК на подготовку в одном из дублирующих экипажей про программе ЭПАС.
Черед Валерия Рюмина пришел только в сентябре 1975 года, когда он начал подготовку в ЦПК. Зато бортинженером сразу первого летного экипажа, да еще и самого первого экипажа на новую орбитальную станцию «Салют-6».
Подготовка вместе с командиром экипажа Владимиром Коваленком шла два года и наконец старт...
Первый блин оказался комом
Корабль «Союз-25» с Коваленком и Рюминым на борту успешно стартовал 9 октября 1977 года и через двое суток оказался в 100 метрах от «Салюта-6». Но везение не сопутствовало Валерию Рюмину. Космонавтам показалось, что сближение пошло с рассогласованием по тангажу, и они перешли на ручное управление.
В 50 метрах они решили, что рассогласование нарастает и затормозили, остановив корабль всего в нескольких метрах от стыковочного узла. Не удались еще две попытки стыковки. Кончился основной запас топлива. Пришлось Рюмину и Коваленку возвращаться домой, используя резервный запас.
При спуске произошла ситуация, стоившая обоим космонавтам седины в висках. Оператор передал на борт расчетное время раскрытия парашюта, но перепутал минуты с секундами. Трудно представить, что пережил Валерий Викторович, когда вовремя не раскрылись ни основной, ни запасной парашют.
Госкомиссия сделала вывод, что виноват в нестыковке экипаж, принявший оптические особенности визира за рассогласование по тангажу и вмешавшийся в работу автоматики. Причиной тому посчитали то, что оба космонавта были новичками и не могли учесть реальные условия полета. Потому все последующие экипажи были переформированы и на многие годы в каждый экипаж включали уже летавшего космонавта.
Впервые в истории, космонавты за первый полет не были удостоены звания Герой Советского Союза.
Другой пал бы духом, но не Валерий Рюмин. Опыт такого, хоть и неудачного, полета очень ценен и потому его сразу назначили бортинженером одного из следующих экипажей для длительного полета на «Салюте-6».
Как Рюмин спас станцию "Салют-6"
Второй космический полет состоялся через два года, с 25 февраля по 19 августа 1979 года и стал рекордным по продолжительности. Рюмин вместе с Владимиром Ляховым выполнил 175-суточный полет. Причем, опять не обошлось без серьезной проблемы. В полете испытывался радиотелескоп КРТ-10 с 10-метровой сетчатой антенной. Когда полет близился к завершению антенну отстрелили, но она зацепилась за внешние элементы станции и закрыла второй стыковочный узел.
Рюмину и Ляхову пришлось вместо возвращения на Землю выходить в открытый космос. Пройдя на руках по всей поверхности станции Валерий Рюмин кусачками перекусил зацепившиеся тросики, затем с помощью полутораметровой палки оттолкнул злополучную антенну.
Владимир Ляхов в это время страховал Рюмина, чтобы его не ударило отходящей антенной. На следующий день Рюмин отметил на борту 40-летний юбилей, что предполагал сделать уже на Земле. Еще через три дня Рюмин и Ляхов успешно приземлились.
Старый скафандр из гаража
По возвращении из полета космонавты отдыхают и проходят реабилитацию, привыкая к земным условиям. Восстановление Рюмина после почти полугодового полета шло по плану. И тут произошло событие, изменившее всю его дальнейшую жизнь. Бортинженер основного экипажа, который готовился к длительному полугодовому полету на «Салюте-6» Валентин Лебедев получил травму колена и был снят с подготовки. Основным стал дублирующий экипаж, а Рюмину предложили продублировать бортинженера в запасном экипаже с командиром Леонидом Поповым. Он согласился и начал тренировки, а до полета оставалось всего две недели. Уже на Байконуре, за несколько дней до старта, госкомиссия приняла решение, что в полет пойдет наиболее подготовленный экипаж: Рюмин и Попов.
Новый скафандр для Валерия Викторовича изготовить не успели и потому ему пришлось взять свой старый из гаража и лететь в космос в нем второй раз.
Такое тоже случилось впервые. Третий полет Рюмина прошел с 9 апреля по 11 октября 1980 года более гладко и оказался на 10 суток длиннее предыдущего.
Как "космонавт на пенсии" пытался спасти "Мир"
Валерий Рюмин оказался самым опытным из гражданских космонавтов и после полугодовой реабилитации его назначили заместителем начальника 11 комплекса натурных испытаний в НПО «Энергия», а еще через год, 1 января 1982 года Рюмин возглавил этот комплекс и одновременно стал руководителем полета новой станции «Салют-7», которая пришла на смену «Салюту-6».
При этом еще пять лет он проходил ежегодные медобследования, считался действующим космонавтом и мог быть назначен в любой экипаж. Сколько ему пришлось пережить нештатных ситуаций за годы, пока он руководил полетами – не перечесть.
Только в 1987 году он ушел из отряда космонавтов на пенсию (как казалось тогда), став заместителем генерального конструктора НПО «Энергия» и передав управление новой станцией «Мир» Владимиру Соловьеву. В 1994 оду Валерий Викторович Рюмин стал руководителем программ «Мир-НАСА» и «Мир-Шаттл» с российской стороны. Но тут на орбите стряслось новое ЧП...
В 1998 году после пожара на орбитальном комплексе «Мир» и потери от разгерметизации модуля «Спектр», а также множества других нештатных ситуаций технического характера остро стал вопрос о надежности орбитального комплекса «Мир» и возможности продолжения его эксплуатации.
Кроме того, заканчивалась первая фаза программы МКС – длительные полеты американских астронавтов на «Мир» по программе «Мир-NASA». Директор программы МКС с российской стороны Валерий Рюмин, оставаясь руководителем научно-технического центра по испытаниям и управлению полетом и заместителем генерального конструктора РКК «Энергия», предложил руководителю этой программы с американской стороны Фрэнку Калбертсону лично полететь на «Мир», проинспектировать состояние станции и «красиво» завершить программу. Но у Калбертсона на получилось.
А Рюмина включили в экипаж шаттла "Дискавери STS-91", и он в возрасте почти 59 лет выполнил поставленную задачу на орбите. «Дискавери» стартовал 2 июня 1998 года с мыса Канаверал, 4 июня состыковался с «Миром». За четыре дня Рюмин проинспектировал техническое состояние станции и 12 июня успешно возвратился на Землю. Так завершился его четвертый полет.
Затем последовали годы работы заместителем генерального конструктора, директором программы МКС, руководителем научно-технического центра по испытаниям и управлению полетом.
Его труд по освоению космоса был достойно оценен. Валерий Рюмин награжден двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина (высшие награды Советского Союза), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени , медалью «За заслуги в освоении космоса». Участие Рюмина в международных программах тоже оценено очень высоко. Он удостоен медали «Золотая Звезда» Героя Венгерской Народной Республики, медали «Золотая Звезда» Героя Труда и ордена Хо Ши Мина (Вьетнам), медали «Золотая Звезда» Героя Республики Куба и ордена «Плайя Хирон» (Куба).
Скончался Валерий Викторович 6 июня 2022 года. Похоронен на кладбище федерального военного мемориала «Пантеон защитников Отечества» в Мытищах.