Как СССР создавал космический истребитель-перехватчик
Ровно 60 лет назад газета "Правда" на первой полосе разместила сообщение ТАСС: «1 ноября 1963 года в Советском Союзе произведен запуск управляемого маневрирующего космического аппарата «Полет-1», оборудованного специальной аппаратурой и системой двигательных установок, обеспечивающих его стабилизацию и проведение широкого маневрирования в околоземном космическом пространстве». Так был залегендирован первый испытательный полет советского прототипа "Истребителя спутников (ИС)".
Первыми, как всегда, начали США
Американцы первыми стали разрабатывать противоспутниковое оружие. В мае 1958 года с бомбардировщика B-47 запустили ракету Bold Orion с целью проверки возможности уничтожить спутник противника ядерным взрывом в космосе. Однако этот и многие другие амбициозные проекты истребителей спутников в США продолжения не получили по различным технико-экономическим причинам.
Только в 1985 году США удалось испытать с положительным результатом свою противоспутниковую систему ASAT и поразить свой вышедший из строя спутник Solwind P78-1 запущенной с истребителя F-15 ракетой ASM-135.
«Истребитель спутников» - советский ответ
Советским ответом стало создание Системы противокосмической обороны (ПКО), финальным элементом которой стал комплекс под названием «Истребитель спутников». Его основные элементы — космический аппарат-перехватчик с зарядами взрывчатого вещества, ракета-носитель, командный пункт и два пункта обнаружения вражеских спутников. В состав комплекса также входили восемь радиолокационных узлов и два стартовых стола. В специальных укрытиях хранились несколько ракет-носителей и необходимое количество спутников-перехватчиков, готовых к вывозу на старт и запуску уже через час после поступления приказа.
Ответственным за разработку комплекса «Истребитель спутников» был генеральный конструктор ОКБ-52 (ЦКБМ, НПО машиностроения) Владимир Челомей. Его предложение поддержал советский лидер Никита Хрущев и в результате 16 марта 1961 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №258-110 «О развитии работ по противоспутниковой обороне и космической разведке» с планом создания космических аппаратов «ИС» и «УС» (система активных и пассивных спутников для морской радиотехнической разведки). Челомей стал генеральным конструктором космического аппарата «ИС» и всего проекта в целом. Постановлением были установлены жесткие сроки: начало испытаний РН с наземным комплексом и прототипом спутника «ИС» - третий квартал 1962 года, начало испытания всей системы -- конец 1963 года. В связи с тем, что предлагаемая Челомеем для системы «ИС» ракета УР-200 (8К81) не могла быть готова к указанным срокам, для первых испытаний было решено использовать специально модифицированную королёвскую Р-7А (11А59). Но, как часто бывает, сроки пришлось сдвигать.
Разработка системы на базе аппаратов "ИС" проходила в ЦНИИ «Комета» под руководством Анатолия Савина и Константина Власко-Власова. Ракету-носитель Ур-200 для его запуска делало челомеевское ОКБ-52, а с 1965 года РН «Циклон-2» (11К69) - в КБ «Южное» под руководством Михаила Янгеля.
Так как старт ракеты с космическим истребителем-перехватчиком должен был производиться через час после выдачи целеуказания, специалисты Конструкторского бюро транспортного машиностроения под руководством Всеволода Соловьёва создали на 90-й площадке Байконура уникальный автоматизированный комплекс. После принятия на вооружение серийная ракета «Циклон-2» с присоединённым перехватчиком «ИС» хранилась в заправленном состоянии в постоянной боевой готовности. При получении команды в автоматическом режиме открывались ворота хранилища и ракета-носитель с «ИС» под обтекателем на установщике, толкаемым аккумуляторным локомотивом, вывозилась на стартовый комплекс и устанавливалась на стартовый стол. К ней автоматически пристыковывались все магистрали и электрические кабели. В систему управления РН закладывалось полетное задание и она стартовала. На все уходило не более часа.
Конструкция перехватчика «ИС»
«ИС» имел массу около 2,1т и представлял собой силовую раму, в «носовой» части которой стоял герметичный приборный отсек (ПО). В передней части располагалась параболическая антенна с излучателем диаметром 2,1 м для поиска спутников и самонаведения снарядов. Внутри ПО были командная система радиоуправления, бортовой вычислительный комплекс, аккумуляторные батареи, радиолокационная станция, система ориентации и стабилизации, телеметрическое оборудование, радиопередатчик и другие вспомогательные устройства. За ПО на силовой рамке крепились шары-баки с топливом и сжатым газом и четыре двигателя коррекции. Затем следовал отсек с двумя выдвижными штангами, на концах которых размещалась подрываемая боевая часть.
Предполагалось использование двух вариантов боевых частей (каждая — по 100 кг): с прожекторным полем поражения (при залпе «вдогон») и с радиальным разбросом осколков (по типу боевой части зенитной ракеты). В хвостовой части «ИС» стояли двигатель для разгона и изменения наклонения орбиты тягой 400 кг и двигатели жёсткой и мягкой стабилизации тягой по 16 кг и 1 кг, которые работали сериями импульсов.
Принцип работы системы Противокосмической обороны
Перед поражением цели необходимо было обнаружить и идентифицировать вражеский объект. Поэтому в системе Противокосмической обороны были созданы два узла обнаружения спутников: ОС-1 (Иркутск) и ОС-2 (Балхаш). ОС-1 находил объект, определял параметры его орбиты, передавал эти данные на командно-измерительный пункт (КИП). Место для его строительства было выбрано в окрестностях посёлка Дуброво под Ногинском. Строительство было закончено в 1964 году. К тому времени была готова почти вся аппаратура КИПа, прошли обучение офицеры, которым предстояло нести на нём дежурство.
После принятия решения об уничтожении опознанного спутника противника КИП рассчитывал время запуска и траекторию полета «ИС» так, чтобы поразить цель уже на втором витке после его обнаружения. После выведения «Истребителя спутников» на близкую к цели орбиту, параметры его движения уточнялись на ОС-2. Рассчитанные данные по коррекции траектории с ОС-2 передавались на «ИС». Затем он самостоятельно с помощью аппаратуры самонаведения обнаруживал цель, сближался с ней и уничтожал подрывом боевой части, состоящей из роя металлических поражающих элементов. Вероятность поражения аппарата противника на высотах до 1000 км при такой схеме оценивалась в 90-95%.
Судьба "Истребителя спутников"
Первое испытание по программе создания системы ПКО состоялось 1 ноября 1963 года. С Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства обороны СССР (сейчас космодром Байконур) специально модифицированной ракетой носителем Р-7А (11А59) был запущен первый прототип космического перехватчика «ИС» под публичным названием «Полет-1». 12 апреля 1964 года запущен второй прототип перехватчика «ИС» с другими двигателями под названием «Полет-2». Оба аппарата активно маневрировали, меняли не только высоту орбиты, но и ее наклонение и были признаны успешными. Летом 1964 года встал на боевое дежурство радиотехнический комплекс на КИП системы ПКО.
После отстранения от власти Хрущева вместо ОКБ-52 Челомея генеральным конструктором по системе ПКО в 1965 году стало КБ, возглавляемое Анатолием Савиным. Тогда же отказались от использования челомеевской ракеты УР-200, заменив ее на модификацию янгелевской «глобальной» ракеты Р-36орб (8К69), ставшей «Циклоном-2». Сразу же в Особом КБ №586 (ОКБ-586, с 1966 года — КБ «Южное»), начались работы по ее созданию, а также началась разработка специальных спутников-мишеней. Уже через два года, 27 октября 1967 года, с целью отработки модернизированной системы космического перехвата «ИС-М» на новом носителе, ракета «Циклон-2А» вывела на орбиту прототип перехватчика «ИС» (собранного, как и предыдущие, в ОКБ-52) под названием «Космос-185». Испытание прошло успешно.
Как гласит легенда, после первого боевого применения "Истребителя спутников" генеральный конструктор Савин должен был доложить об этом руководству страны и минобороны, но поблизости не оказалось аппарата со спецсвязью. Тогда он позвонил по обычному телефону и для соблюдения режима секретности отчитался фразой "жених встретил невесту и поцеловал ее 32 раза".
В 1972 году, комплекс «ИС» был принят в опытную эксплуатацию. В ходе нее комплекс «ИС» модернизировали, оснастив радиолокационной головкой самонаведения. В 1979 году войсками ракетно-космической обороны комплекс «ИС-М» был поставлен на боевое дежурство. По заявлению Власко-Власова, рассчитанный на перехват космических целей на высотах до 1000 км комплекс реально мог поражать цели на высотах до 1350 км.
Последний, успешный, перехват состоялся 18 июня 1982 года: мишень «Космос-1375» была поражена перехватчиком «Космос-1379». Всего было запущено 19 перехватчиков «ИС», из которых 11 признаны успешными. В 1993 году комплекс ИС-МУ был снят с вооружения.
Ответ США, который не состоялся
В Америке испытания комплекса противоракетной обороны LIM-49 Nike Zeus с ядерными боевыми частями не дали положительного результата, и в 1966 году проект был закрыт, а финансирование перетекло на разработку систему Program 437 ASAT на основе ракет «Тор» с ядерным зарядом в 1 мегатонну, которая также была прекращена в 1975 года.
Затормозился и проект ВМС США по использованию против спутников ракет, запускаемых с палубных самолетов. В конце 1970-х аналогичным образом скончался проект по запуску противоспутникового оружия с подводной лодки UGM-73 Poseidon C-3. И лишь проект с ракетой ASM-135 ASAT был реализован. Пуск 13 сентября 1985 года стал единственным и последним. Несмотря на очевидный успех, в 1988-м и эта программа была закрыта.
А что сегодня?
В настоящее время официально ни одна страна не имеет стоящих на вооружении систем противоспутникового оружия. В начале 1990-х по негласному соглашению все испытания по этим системам были приостановлены и в России, и в США. Впрочем, создание противоспутникового оружия не ограничено ни одним из действующих международных договоров. Поэтому не стоит думать, что работы в этом направлении нигде не ведутся. Глава Космического командования ВВС США генерал Джон Хайтен в числе ведущих такие работы называл Иран, Китай, Северную Корею и Россию. Из скудных открытых источников известно следующее.
США
Сейчас на вооружении в США состоит система противоракетной обороны корабельного базирования Aegis с ракетой RIM-161 Standard Missile 3, которая способна уничтожать не только баллистические ракеты, но и спутники. 21 февраля 2008 года такой ракетой был сбит выведенный на нерасчетную орбиту и потому непригодный американский военный спутник USA-193. По неподтвержденным данным в 1990-е годы в США были разработаны и испытаны спутники-невидимки по программе MISTY, обнаружение которых на орбите почти невозможно. Более того, по сообщениям американских СМИ, Пентагон уже создал противоспутниковые системы нового поколения на основе так называемых «неразрушающих технологий», которые вынуждают спутник противника не подчиняться командам управления или ретранслировать искаженные команды и информацию.
Китай
В 2005 году Китай начал испытания противоспутниковой системы. В 2007-м противоспутниковой ракетой удалось сбить свой отработавший ресурс метеоспутник «Фэнъюнь-1С» . В эти же годы Пентагон распространил информацию об облучении Китаем американских спутников наземными лазерами с целью ослепления датчиков.
Россия
По понятным причинам информация на эту тему секретна. В предисловии к одной из книг воспоминаний создателей «Истребителя спутников» и ветеранов военной службы командующий Космическими войсками - заместитель главнокомандующего ВКС генерал-полковник Александр Головко написал: «В настоящее время в нашей стране проводятся работы по созданию новых средств ведения борьбы с космическими аппаратами вероятного противника». Там же свое мнение высказал и генеральный директор - генеральный конструктор ОАО «Корпорация “Комета”» Виктор Мисник: «Создаваемые в стране средства будут способны поражать космические цели в необходимых количествах». Так что россияне могут спать спокойно.