«Уэбб» обнаружил колоссальный ураган в атмосфере Юпитера
Наука

«Уэбб» обнаружил колоссальный ураган в атмосфере Юпитера

20 октября 2023 года, 11:23

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» не только наблюдает за далекими галактиками, но и периодически вглядывается в нашу собственную Солнечную систему. Не так давно с его помощью ученые открыли экзотическую особенность Юпитера, а именно — огромное и невероятно быстрое струйное течение на его экваторе. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Атмосферное течение, находящееся над экватором газового гиганта, имеет ширину почти 5 000 километров (немногим меньше радиуса Земли). Потоки несутся на высоте около 40 километров над облаками со скоростью больше 515 километров в час, что в два раза быстрее самого сильного урагана на Земле.

Причем астрономов удивила не только мощь и скорость течения, но и «стройность» его очертаний на снимках телескопа. «То, что мы всегда видели, как размытую дымку в атмосфере Юпитера, теперь выглядит как четко очерченная структура, которую мы можем отслеживать вместе с быстрым вращением планеты», — отметил профессор Университета Страны Басков в Бильбао и ведущий автор исследования Рикардо Уэсо.

Наблюдение «Уэббом» верхних слоев юпитерианской атмосферы стало возможным благодаря его изменившемуся по сравнению с «Хабблом» инфракрасному диапазону. Сравнивая ветры, наблюдаемые телескопом на больших высотах, с ураганами, обнаруженными в более глубоких слоях с помощью «Хаббла», команда смогла измерить, насколько быстро ветры меняются с высотой, и создать своеобразную модель ветровых сдвигов.

Несколько таких областей, где скорость ветра меняется с высотой или расстоянием, были замечены учеными на высоте 25-40 километров над облаками — это позволило им отследить колоссальную ураганную струю. Ее особенности хорошо видны на опубликованных снимках, осталось лишь добавить к ним для сравнения Землю, чтобы осознать масштаб атмосферных явлений на газовом гиганте.

Теперь исследователи ожидают дополнительных наблюдений Юпитера, чтобы определить, меняются ли скорость и высота струи с течением времени. «Если сила этой новой струи связана с этой колеблющейся структурой стратосферы, мы могли бы ожидать, что струя будет значительно меняться в течение следующих 2-4 лет — будет действительно интересно проверить эту теорию в ближайшие годы», — заметил Ли Флетчер из Университета Лестера в Британии и один из членов команды.

Таким образом, даже, казалось бы, хорошо изученный Юпитер продолжает преподносить сюрпризы исследователям. Вероятно, ученые еще многое узнают об этом небесном теле, прежде чем впервые смогут посетить хотя бы окрестности этой планеты.