Астрофизики проследили эволюцию взрыва звезды на примере ближайшей сверхновой
Наука

Астрофизики проследили эволюцию взрыва звезды на примере ближайшей сверхновой

30 августа 2023 года, 10:24

Бывают научные открытия, над которыми исследователи кропотливо работают на протяжении нескольких лет или даже десятилетий. А некоторые, напротив, происходят совершенно случайно: например, когда кто-то приносит на вечеринку телескоп, показывает восхищенным зрителям далекие галактики и фотографирует их. Но потом в одной из них внезапно обнаруживается никем еще не открытая сверхновая, которую затем десятки астрономов будут изучать месяцами.

Такой случай произошел с Алексеем Филиппенко, а сверхновая нашлась в галактике Водоворот, причем фотография была сделана еще 18 мая — за 11 часов до того, как ее «официально» обнаружил астроном-любитель Коичи Итагаки в Японии. Открытие сверхновой, расположенной на расстоянии всего 21 миллион световых лет от Земли (это самый близкий к нам взрыв звезды с 2014 года) — событие значимое, а потому на следующие несколько месяцев астрофизики были обеспечены интересной работой.

Эти наблюдения стали самыми ранними в истории измерениями поляризованного света от сверхновой, более четко показывающими эволюцию взрыва звезды. Они позволили получить уникальную информацию о геометрии объекта, истории последних лет его жизни и ярком уходе.

Конец для красного сверхгиганта, который примерно в 10-20 раз массивнее  Солнца, наступил следующим образом: сперва взрыв осветил изнутри облака газа, которые звезда выбрасывала в течение предыдущих нескольких лет, затем выброс пробил этот газ (перпендикулярно основной массе околозвездного вещества) и, наконец, поглотил все облако, превратившись в быстро расширяющийся, но симметричный рой обломков.

«Некоторые звезды перед взрывом проходят через колебания (прерывистое поведение, при котором часть вещества мягко выбрасывается) так, что при взрыве сверхновой либо ударная волна, либо ультрафиолетовое излучение вызывают свечение вещества. Самое классное в спектрополяриметрии то, что мы получаем некоторое представление о форме и объеме околозвездного материала», — объяснил Филиппенко.

После того, как взрыв сверхновой II типа был завершен, на его месте, скорее всего, осталась плотная нейтронная звезда или черная дыра. Такие сверхновые используются в качестве «универсальных свечей» в ходе измерения расстояний до далеких галактик и картографирования космоса.

В целом же эта сверхновая стала одной из наиболее изученных на сегодняшний день. За более чем три месяца, прошедших с тех пор, как ее свет достиг Земли, было представлено и опубликовано около трех десятков статей на ее тему, причем их число продолжает увеличиваться.

«В мире сверхновых типа II очень редко регистрируются практически все длины волн, от жестких рентгеновских лучей до мягких рентгеновских лучей и ультрафиолета, до оптических, ближних инфракрасных, радио-, миллиметровых. Так что это действительно редкая и уникальная возможность», — подчеркнула коллега Филиппенко Рафаэлла Маргутти.

Наблюдения преподнесли несколько сюрпризов: самым захватывающим стало то, что эта сверхновая демонстрирует очень высокую поляризацию континуума (почти 1%) в ранние периоды, заметил аспирант Сергей Васильев. По его словам, это является огромным отклонением от сферической симметрии.

За 3,5 дня поляризация быстро упала вдвое, а затем, день спустя, сместилась почти на 70 градусов (что подразумевает резкое изменение геометрии взрыва). Затем поляризация оставалась неизменной между 5 и 14 днями: это означает, что расширяющийся выброс затопил самую плотную область окружающего газа. В дальнейшем объект для наблюдателей принял форму мяча для регби.

Благодаря произведенным наблюдениям ученым удалось за эти три месяца улучшить свое понимание о природе сверхновых — разумеется, не без помощи астрономов-любителей. Остается надеяться, что если недалеко от Земли однажды взорвется красный сверхгигант в созвездии Ориона Бетельгейзе, то исследователи будут к этому готовы во всеоружии.