Телескоп «Уэбб» зафиксировал меньше черных дыр, чем рассчитывали ученые
Большой взрыв

Телескоп «Уэбб» зафиксировал меньше черных дыр, чем рассчитывали ученые

24 августа 2023 года, 12:25

Изучение одного из уголков космического пространства астрономами Канзасского университета с помощью телескопа «Джеймс Уэбб» показало, что быстрорастущие черные дыры и активные ядра галактик встречаются реже, чем предполагалось ранее. Это значит, что наша Вселенная может быть намного стабильнее, чем мы думаем.

Исследование проводилось в рамках программы CEERS (Cosmic Evolution Early Release Science), изучающей эволюцию ранней Вселенной. Ученые сосредоточились на зоне космоса, расположенной между созвездиями Большая Медведица и Волопас и получившей название «расширенная полоса Грота».

Этот космический регион изучают уже не впервые, но предыдущие наблюдения осуществлялись с помощью менее мощных космических телескопов. Команда провела исследования в июне и декабре 2022 года, их главной целью было охарактеризовать, как выглядели галактики в период активного звездообразования во Вселенной.

«Для этого нам нужно было заглянуть на 7-10 миллиардов лет назад. Мы использовали прибор среднего инфракрасного диапазона на космическом телескопе "Джеймс Уэбб", чтобы изучить пыль в галактиках, существовавших 10 миллиардов лет назад, поскольку именно эта пыль может содержать информацию о звездообразовании, а также о растущих сверхмассивных черных дырах», — рассказала руководитель команды Эллисон Киркпатрик.

Астрофизики ожидали, что съемка «Уэбба» с более высоким разрешением позволит обнаружить гораздо больше активных ядер галактики, чем предыдущая, проведенная с помощью космического телескопа «Спитцер». Однако, даже с учетом увеличения мощности и чувствительности, которые обеспечивает «Уэбб», в новом исследовании было обнаружено всего несколько новых активных ядер.

Ученые также были удивлены, что сверхмассивных черных дыр, находящихся, как правило, в центре активных ядер галактики, на самом деле не так много, и они растут гораздо медленнее, чем предполагалось.

«Находка вызвала вопросы о местонахождении этих объектов. Как оказалось, эти черные дыры, вероятно, растут более медленными темпами, чем считалось ранее. Это интересно, учитывая, что исследованные галактики напоминают наш Млечный путь в прошлом. Более ранние наблюдения с помощью "Спитцер" позволили нам изучить только самые яркие и массивные галактики с быстрорастущими сверхмассивными черными дырами, что облегчило их обнаружение», — поделилась Киркпатрик.

Ранее ученые рассчитали максимальную скорость движения черных дыр после слияния — она способна достигать 28 500 километров в секунду, что составляет почти 10% скорости света.