Американский профессор: космическая отрасль США, похоже, сокращается
Пока ведущие игроки космической отрасли наращивают свой потенциал, объем производства США в этой сфере постепенно сокращается. Об этом с обеспокоенностью сообщает экономист и преподаватель Бостонского университета Джей Загорский, который решил изучить, как резкое увеличение доли частных компаний и многочисленные инновации повлияли на космическую отрасль Соединенных Штатов с точки зрения макроэкономики.
По мнению специалиста, результат оказался удручающим: выяснилось, что больше 4/5 всей космической экономики США приходится на частные компании, такие как SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic. При этом доля американского правительства на этом фоне ничтожно мала — всего 19%, а значительная часть этих процентов представляет собой чисто военные расходы.
В 2021 году объем продаж, связанных с космосом, составил даже без учета инфляции всего 210 миллиардов долларов, то есть около 0,5% американской экономики. Поправка на инфляцию, а также исключение из рассмотрения спутникового телевидения, которое формально относится к космосу, делает ситуацию еще более пессимистичной.
Другие цифры показывают аналогичную тенденцию. С 2012 по 2021 год валовой выпуск космической отрасли увеличивался в среднем на 3% в год по сравнению с 5% для экономики в целом. Другими словами, «космос» растет не так быстро, как другие сектора американской экономики.
Количество рабочих мест в космической отрасли также сократилось — до 360 тыс. человек по сравнению с 372 тыс. десятилетием ранее, несмотря на увеличение числа разнообразных программ. В НАСА работает около 18 тыс. сотрудников, что составляет половину от пика 1960-х годов. Если прибавить к общей цифре всех «смежников», а также личный состав Космических сил США, получится около 400 тыс. человек. Но в супермаркетах Walmart народу работает в четыре раза больше.
Это тем более удивительно, если учесть, сколько Соединенные Штаты тратят на космос. К примеру, в 2017 году Вашингтон выделил на эту сферу более 40 миллиардов долларов. Для сравнения: расходы Японии в том же году составили 3,5 миллиарда долларов, а России — около двух миллиардов. Однако, если считать экономические показатели не по номиналу, а по паритету покупательской способности, то многое встает на свои места.
Особенно беспокоит профессора Бостонского университета Китай, который «догоняет и уже сократил разрыв в последние годы, поскольку высшие китайские чиновники решили, что успех в космосе является национальным приоритетом».
«Китай недавно вывел на орбиту крупную космическую станцию под названием "Тяньгун" и намерен высадить людей на Луну. <...> Его цель — превзойти США в качестве доминирующей космической державы к 2045 году», — отмечает Загорский.
По его словам, Соединенные Штаты прочно закрепились в космосе, но вот смогут ли они сохранить свое лидерство по мере того, как космическая гонка выходит на новые рубежи в области добычи полезных ископаемых и полетов на Марс, еще предстоит выяснить.