Представлена новая версия сверхтяжелой ракеты «Чанчжэн-9»
Китайские инженеры показали обновленную версию сверхтяжелой ракеты-носителя «Чанчжэн-9», разработка которой ведется уже более 10 лет. Новая модель стала похожа на самую мощную ракетную систему в мире Starship/Super Heavy американской компании SpaceX — как внешне, так и характеристиками. Как и аналог, она станет многоразовой и будет иметь две ступени вместо трех, как предполагалось ранее.
Новая версия была представлена на авиасалоне Airshow China в китайском городе Чжухай. В презентации говорится, что ракета «Чанчжэн-9» будет иметь полностью многоразовую первую ступень, оснащенную 30 двигателями YF-215 замкнутой схемы c полной газификацией компонентов топлива и дожиганием генераторных газов в основной камере. Они работают на метане и жидком кислороде и имеют тягу около 200 т каждый. Для сравнения, ускоритель Super Heavy оснащен 33 двигателями Raptor 3, также работающими на метане и жидком кислороде по замкнутой схеме с полной газификацией; тяга каждого составляет около 280 т.
Сходства с разработками компании Илона Маска на этом не заканчиваются, поскольку, согласно презентации, новая ракета будет иметь две версии второй ступени — одноразовую и многоразовую. В последнем случае китайский носитель очень близко напоминает Starship/Super Heavy формой и особенностями обеих ступеней: на первой имеются решетчатые аэродинамические рули как у Super Heavy, на второй — оживальная носовая часть, несущие и управляющие поверхностей как у Starship.
Согласно последним данным, высота ракетной системы составит 114 м, диаметр — 10,6 м, стартовая масса — 4400 т, тяга — 6100 т. Она сможет доставить до 150 т на низкую околоземную орбиту и до 50 т на переходную лунную орбиту (не совсем понятно, про какой вариант идет речь — скорее всего, про ракету с одноразовой верхней ступенью). Завершить создание ракеты и отправить ее в первый полет теперь планируется в 2033 году, то есть почти через 10 лет.
Изначально в 2011 году «Чанчжэн-9» представляла собой трехступенчатую одноразовую ракету-носитель тандемной (последовательной) схемы с четырьмя жидкостными стартовыми ускорителями. В процессе постепенной трансформации получился двухступенчатый многоразовый носитель, близким по конфигурации с Starship/Super Heavy. Ожидается, что «Чанчжэн-9» будет использоваться для будущих полетов Китая на Луну и Марс.
В ноябре прошлого года сообщалось о проведении первых успешных испытаний прототипа YF-215 и его компонентов. Тогда сообщалось, что на «Чанчжэн-9» будут установлены 26 таких двигателей. Отмечалось также, что он будет превосходить по удельным характеристикам BE-4 от компании Blue Origin и другие зарубежные кислородно-метановые аналоги.
Это уже не первый случай, когда китайские производители ракет вдохновляются зарубежными разработками, в частности, технологиями лидера на рынке — компании SpaceX. Так, на прошлой неделе стало известно, что стартап Cosmoleap из КНР намерена разработать частично многоразовую ракету-носитель «Юэцянь», первую ступень которой планируется ловить с помощью башни обслуживания.
Технология будет подражать «Мехазилле» компании Илона Маска, которая в октябре смогла впервые поймать ускоритель Super Heavy своими механическим «руками». В то же время китайский носитель будет меньше по своим габаритам. Подробнее читайте в нашей статье.