9 декабря 1914 родился Георгий Тюлин – советский ракетчик и соратник Королева
Проекты

9 декабря 1914 родился Георгий Тюлин – советский ракетчик и соратник Королева

9 декабря 2025 года, 05:00

От командира батареи «Катюш» до руководителя Госкомиссии по космическим запускам и создателя Центра управления полетами – таков был жизненный путь Георгия Тюлина. Вклад выдающегося ракетчика долгое время оставался в тени, однако он по праву считается одной из ключевых фигур отечественной космической программы.

Георгий Александрович Тюлин родился 9 декабря 1914 года в Пензе. Его путь в большую науку начался с рабочей специальности: в 14 лет он окончил фабрично-заводское училище, получив высший пятый разряд токаря-железнодорожника. Увлекшись физикой и математикой, поступил на механико-математический факультет МГУ в 1933 году, и в 1938-м окончил его с отличием по специальности «аэродинамика».

Сразу после этого его приняли в аспирантуру Научно-исследовательского института механики МГУ. Работать там он начал еще на третьем курсе – препаратором в лаборатории аэродинамики по хоздоговору с НИИ-3, где тогда трудился будущий главный конструктор ракет Сергей Павлович Королев. Вместе они работали над проектом планера с ракетным двигателем. Но их личное знакомство состоялось позже.

В июне 1941 года Георгий Тюлин ушел добровольцем на фронт. В октябре 1941 года взвод подольских курсантов под его командованием сражался в Битве за Москву. Несколько чудом выживших курсантов и их командир были зачислены на Артиллерийские Краснознаменные курсы усовершенствования командного состава.

После окончания учебы Тюлин стал командиром 2-й Гвардейской минометной батареи 38-го отдельного Гвардейского минометного дивизиона. В мае 1942 года он стал помощником начальника штаба 3-й оперативной группы Гвардейских миномётных частей под командованием генерал-майора Тверецкого, а с августа 1942 года был начальником штаба этой группы. В июне 1942 года получил звание «капитан», в октябре 1942 года – «майор», в 1944-м – «подполковник».

В мае 1945 года его отозвали с передовой и направили в Германию для изучения немецких ракет, в первую очередь – «Фау-2». Именно в Берлине произошла судьбоносная встреча с прибывшим из Москвы Сергеем Королевым. С мая 1945 по февраль 1947 года Тюлин работал в Германии в институте «Нордхаузен», руководил расчетно-теоретическим бюро под руководством Гайдукова и Королева.

В феврале 1947 года подполковник Тюлин стал Начальником 13-го отдела баллистики 4-го Главного артиллерийского управления Советской Армии. Он возглавил расчетную группу на Государственном Центральном полигоне Капустин Яр в Астраханской области, где готовил данные для пусков ракеты Р-1 (аналог «Фау-2»), разработанной в ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва. С 18 октября по 12 ноября 1947 года было проведено 11 пусков.

В марте 1948 года Тюлин был переведен в 4-й Научно-исследовательский институт Министерства обороны СССР, где был сначала начальником лаборатории баллистики, затем отдела теории полета ракет, заместителем начальника института и первым заместителем начальника. В 1949 году ему было присвоено звание «инженер-полковник».

В 1950 году Тюлин защитил диссертацию на степень Кандидата технических наук по теме «Внешняя баллистика управляемых ракет дальнего действия». С 1950 по 1959 год участвовал в испытаниях ракет Р-2, Р-5, Р-5М и пусках Р-7 и первых искусственных спутников Земли. За вклад в обеспечение первого полета человека в космос Тюлин был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Также он руководил созданием полигонного измерительного комплекса на космодроме Байконур и командно-измерительных комплексов.

Георгий Тюлин последовательно занимал ключевые посты: с 1959 – директор головного НИИ-88 (сегодня – ЦНИИмаш), с 1961 – первый заместитель председателя Госкомитета по оборонной технике, с 1965 – первый замминистра общего машиностроения СССР. Он возглавлял Госкомиссии по запуску кораблей «Восток-5» и «Восток-6» с Валерием Быковским и Валентиной Терешковой, «Восхода» с первым в мире экипажем из трех человек и «Восхода-2», с борта которого Алексей Леонов совершил выход в открытый космос. Под его руководством стартовали автоматические станции к Луне, Венере и Марсу.

В мае 1960 года инженер-полковник Георгий Тюлин стал генерал-майором инженерно-технической службы. В августе 1961 года его назначили заместителем Председателя Государственного комитета по оборонной технике (ГКОТ) Совета Министров СССР. В июне 1963 года он стал первым заместителем Председателя ГКОТ и министром СССР.

После преобразования ГКОТ в Министерство общего машиностроения (МОМ) СССР в марте 1965 года Тюлин занял пост первого заместителя Министра. В 1966 году ему присвоили звание генерал-лейтенанта инженерно-технической службы.

Венцом организаторской работы Тюлина стало создание Центра управления полетами (ЦУП). До начала 1970-х управление велось из разрозненных пунктов, а информация передавалась с задержками. Георгий Александрович добился принципиально нового подхода, создав единый центр, оснащенный передовой вычислительной техникой, способный в реальном времени обрабатывать данные и принимать оперативные решения. Сданный в эксплуатацию в 1970 году, ЦУП стал технологическим сердцем советской, а затем и российской пилотируемой космонавтики. В 1971 году, согласно Указу Президиума Верховного Совета и Постановлениям Совета Министров СССР, Тюлин получил звание генерал-лейтенанта инженера.

Выйдя в отставку в 1976 году, Георгий Тюлин вернулся в родной МГУ, где организовал и возглавил научно-исследовательскую лабораторию. Именно здесь он заложил основы для решения одной из самых актуальных современных проблем – исследования космического мусора. В 1984 году ему присвоили воинское звание "генерал-лейтенант" в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета.

Подробнее о деятельности Министерства общего машиностроения, правопреемником которого стал Роскосмос, рассказал эксперт Pro Космоса Игорь Маринин.

Фото из архива Новостей космонавтики.