Министерству космоса - 60 лет
Космический архив

Министерству космоса - 60 лет

2 марта 2025 года, 07:41

2 марта 1965 года в СССР было образовано Министерство общего машиностроения (МОМ), под управлением которого реализовано множество космических программ: от создания кораблей типа «Союз» и орбитальных станций «Салют» до орбитального комплекса «Мир» и программы «Энергия-Буран». Отдельной вехой в истории МОМ стоит решение ключевой государственной задачи – достижения паритета ракетно-ядерных сил между СССР и США, что стало возможно в результате слаженной работы подведомственных организаций и предприятий Минобщемаша по созданию межконтинентальных ракет и баллистических ракет для подводных лодок. Госкорпорация «Роскосмос» является правопреемницей Министерства общего машиностроения.

МОМ сделало почти невозможное - добилось ракетно-ядерного паритета с США

Сейчас трудно представить, что на заре космонавтики, в конце 1950-х - начале 1960-х годов, в создании ракетно-космической техники принимали участие множество предприятий различных министерств и госкомитетов. Так за создание ракет, двигателей и космических объектов отвечал Госкомитет по оборонной технике. За создание систем управления и телевизионные системы – Госкомитет по радиоэлектронике. За гироскопы и системы ориентации – Госкомитеты по судостроению и авиационной технике. За системы траекторных измерений и передачу с бортов объектов телевизионных сигналов – Министерство высшего образования. За запуски, расчет и прогнозирование траекторий – Министерство обороны. За создание регенерационных веществ для систем жизнеобеспечения, а также теплоизоляционные материалы – Госкомитет по химии

При этом производство, в том числе серийное, находилось в ведении территориальных совнархозов. Например, за создание стартовых комплексов и наземного оборудования отвечал Московский совнархоз. За бортовую аппаратуру «Рубин» для системы радиоконтроля орбиты кораблей «Восток» – Татарский совнархоз, а за оптико-механические устройства для наблюдения Земли - Ленинградский совнархоз.

После смещения со всех постов Никиты Хрущева, 14 октября 1964 года новое руководство страны (первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, а также оставшийся в прежней должности председатель Президиума Верховного Совета СССР Анастас Микоян) приняло решение вернуться к отраслевому ведению народного хозяйства и полностью возродить систему министерств с целью устранения разрыва между наукой, заказчиками, конструкторами и производством.

2 марта 1965 года постановлением Президиума Верховного Совета СССР № 126-47 «Об улучшении руководства оборонными отраслями промышленности» на базе госкомитетов были созданы несколько оборонных министерств, в том числе Министерство общего машиностроения (МОМ), возглавить которое доверили Сергею Александровичу Афанасьеву, до этого руководившему Совнархозом РСФСР. Ему предстояло создать новую отрасль, способную самостоятельно решать все вопросы ракетно-космической техники, начиная от исследовательских и конструкторских работ до серийного производства на базе самой современной для того времени технологии и организации производства.  

В МОМ передали из различных госкомитетов 32 проектно-конструкторские организации, 26 научно-исследовательских институтов с филиалами, 42 опытных и серийных завода, 8 строительных и снабженческих организаций и даже 14 техникумов для подготовки рабочих кадров.

Большинство предприятий было из Госкомитета по оборонной технике. Переподчинялись МОМ предприятия и из других госкомитетов. Например, только из Госкомитнта авиационной промышленности были переданы: ОКБ-52 со всеми филиалами, НИИ-1, КБ завода им. С.А. Лавочкина, завод им. М.В. Хруничева, Оренбургский машиностроительный завод, Омский завод и другие.

Головными предприятиями МОМ по созданию космической техники стали:

  •  ОКБ-1 (с 1966 года – ЦКБЭМ) – ракетно-космические системы, пилотируемые космические корабли;

  • Филиал № 3 ОКБ-1  – космические аппараты дистанционного зондирования Земли и модификации ракет-носителей на базе МБР Р-7;

  • ОКБ-586 (КБ «Южное») – ракетно-космические комплексы и системы, космические аппараты научно-прикладного назначения,

  • СКБ-385 (КБМ) – ракетные комплексы подводных лодок;

  • ОКБ-52 (ЦКБМ) – ракетные комплексы и ракетно-космические системы, крылатые ракеты, орбитальные пилотируемые станции, разведывательные космические аппараты и космические средства противодействия;

  • Филиал № 1 ЦКБМ  (КБ «Салют», завод Хруничева) – серийное изготовление ракетно-космических систем на базе МБР Ур-100 и Ур-500, серийное производство;

  • ЦКБ-7 (КБ «Арсенал») – ракетно-космические системы ДЗЗ в интересах Минобороны;

  • КБ Завода им. С.А. Лавочкина – космические комплексы в интересах Минобороны и для фундаментальных исследований;

  • ОКБ-10 – космические системы связи, телевидения, навигации и геодезии

  • ВНИИЭМ – гидрометеорологические космические аппараты.

 Для руководства отраслью Сергей Афанасьев сформировал структуру министерства. Его первым заместителем стал Георгий Тюлин, а заместителями:

  • по боевым ракетам, ракетам-носителям и ракетным комплексам – Николай Хохлов;

  • по двигателям и морским ракетам – Глеб Табаков;

  • по ракетно-космическим комплексам – Виктор Литвинов;

  • по наземному оборудованию – Григорий Ударов;

  • по радиосистемам, бортовым приборам, гироприборам и приборам управления - Леонид Гусев.

 В МОМ были созданы соответствующие этим тематикам специализированные управления. Но время показало, что созданная в 1965 году структура требует совершенствования. На базе КБ и предприятий министерства появились научно-производственные объединения (НПО), которые могли уже внутри одной организации осуществлять полный цикл работ - от разработки ракетно-космической техники до её производства и сдачи заказчику. Одним из первых, в 1969 году стало НПО автоматики и приборостроения, организованное на базе НИИАП, его опытного завода и филиалов. За ним последовали НПО прикладной механики, НПО «Энергия», НПО «Энергомаш» и другие… Всего около двух десятков.

«Огромное внимание С.А. Афанасьев уделял вопросам развития космических комплексов военного, научного и социально-экономического назначения. Именно под его руководством были созданы комплексы видовой и радиотехнической разведки, связи, СПРН, геодезии и картографии», - вспоминает бывший генеральный директор Российского космического (затем - авиационно-космического) агентства Юрий Коптев.

Министерство под руководством Афанасьева сумело сделать почти невозможное: в короткие сроки объединить фундаментальную науку с производством и на базе последних разработок конструкторских бюро наладить серийное производство межконтинентальных ракет, а также баллистических ракет для подводных лодок.

Под руководством Афанасьева была решена ключевая государственная задача – достигнут паритет ракетно-ядерных сил в мире.

1 / 5
Сергей Александрович Афанасьев

В 1983 году Сергея Афанасьева перевели на должность главы Министерства тяжелого и транспортного машиностроения, а МОМ возглавил его тогдашний первый зам Олег Дмитриевич Бакланов. При его активном участи доведена до летно-конструкторских испытаний многоразовая транспортная космическая система «Энергия — Буран», появилось новое Управление по созданию и использованию космической техники для народного хозяйства, научных исследований и международного сотрудничества в мирном освоении космоса - «Главкосмос СССР».

В феврале 1988 года Бакланов стал секретарем ЦК КПСС, курирующим вопросы обороны, а в марте его первый заместитель Виталий Хуссейнович Догужиев возглавил МОМ. Однако уже июне 1989 году он стал одним из заместителей премьер-министра и председателем Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям.

И в этот раз, будто по традиции, главой МОМ назначили первого заместителя - Олега Николаевича Шишкина, ставшего последним руководителем Министерства общего машиностроения. К этому времени подведомственные предприятия создавали не только космическую технику, но и почти все боевые ракетные стратегические комплексы для Сухопутных и Военно-морских сил.

На время руководства Олега Шишкина пришелся период жестокого экономического кризиса и развал СССР, в результате которого часть имущества космической отрасли оказалась на территории независимых государств. К концу 1991 года МОМ практически не функционировало и на основании постановления Государственного совета СССР от 14 ноября 1991 года было ликвидировано. Предприятиям отрасли пришлось выживать за счет собственных средств.

По инициативе 112 предприятий бывшего МОМ указом президента России на базе 7-го и 9-го управлений бывшего министерства было создано акционерное общество «Корпорация Рособщемаш», которое и возглавил Олег Шишкин. Но эта структура оказалась нежизнеспособной в новых экономических реалиях.  

«Структура «Рособщемаша» не позволяла сохранить единство отрасли для реализации государственных интересов. Не стало единого органа управления. Чрезвычайно тяжело было выстроить отношения с предприятиями… В декабре 1991 года, опираясь на мнение руководителей ведущих предприятий, мы обратились в правительство и к президенту Б.Н. Ельцину с предложением создать единый федеральный орган управления, который бы занимался вопросами космоса», - вспоминает Юрий Коптев.

Российское космическое агентство

25 февраля 1992 года указом президента РФ Бориса Ельцина № 185 было учреждено Российское космическое агентство (РКА). Оно подчинялось правительству РФ, а его  руководителем был назначен один из заместителей Олега Шишкина Юрий Николаевич Коптев, отвечавший за космическое направление.

В ведение агентства были переданы только четыре института (ЦНИИмаш, Центр Келдыша, организация «Агат» и НИИхиммаш). Остальные предприятия бывшего Министерства общего машиностроения стали финансово самостоятельными.

Юрию Коптеву и руководителю НПО «Энергия» Юрию Семенову пришлось отказаться от программы создания орбитальной станции «Мир-2» и заключить договор с НАСА о создании МКС. Во многом благодаря этому в 1994 году была сформирована первая Федеральная космическая программа, и РКА стало бюджетополучателем. Под руководством Юрия Коптева отрасль начала оживать.

Росавиакосмос

К концу последнего десятилетия ХХ века руководство страны посчитало, что Юрий Коптев справился с восстановлением работоспособности космической отрасли и решило подчинить ему предприятия авиапрома. Указом президента Российской Федерации № 651 от 25 мая 1999 года Российское космическое агентство стало Российским авиационно-космическим (Росавиакосмос).

Но объединение космоса и авиации не дало желаемого результата. Был закрыт уже достаточно проработанный проект нового пилотируемого космического корабля «Клипер», не возобновилось и серийное производство отечественных гражданских самолетов.

Финансирование приходилось искать везде, где только можно. В 2001 году впервые в мировой практике в космос полетел турист, заплативший порядка 20 миллионов долларов за недельный полет. Затем последовали более-менее регулярные полеты туристов, средства от которых подпитывали ведущие космические предприятия России.

1 / 4
Юрий Николаевич Коптев

Федеральное космическое агентство (Роскосмос)

В 2004 году объединение космоса и авиации в одной структуре было признано ошибочным. Указом президента РФ Владимира Путина № 314 от 9 марта 2004 года на основе космической части Росавиакосмоса образовано Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Юрий Коптев был переведен в Министерство промышленности и энергетики на должность директора Департамента оборонно-промышленного комплекса, а 12 марта 2004 года Роскосмос впервые возглавил выходец не из космической отрасли бывший командующий Космическими войсками генерал-полковник Анатолий Николаевич Перминов.

За 7 лет его руководства космическая отрасль с напряжением выживала, но развиваться не могла. В 2010 году был заложен первый камень в основание нового космодрома Восточный, но строительство так и не началось. В 2011 году Перминов был освобождён от должности «в связи с достижением предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе».

В тот же день руководителем Роскосмоса назначен первый заместитель министра обороны, генерал армии в запасе Владимир Александрович Поповкин.  Новый руководитель активно взялся за реформирование отрасли. Не все руководители предприятий воспринимали его идеи. В правительство и лично Поповкину приходили письма с призывом уйти в отставку. Кроме того, участились аварийные пуски. Длительное физическое и эмоциональное напряжение, вызванное, в том числе, частыми служебными командировками со сменами часовых поясов и нарушением обычного ритма работы, подготовкой и проведением ряда стратегически важных реформ, подорвали здоровье Владимира Александровича. 10 октября 2013 года Поповкина освободили от должности руководителя Роскосмоса, а 18 июня 2014 года он скончался.

19 октября 2013 года новым руководителем Федерального космического агентства стал заместитель министра обороны, генерал-полковник запаса Олег Николаевич Остапенко, который повел реформы космической отрасли «своим путем». Видимо, для поддержки Олега Николаевича 23 октября 2013 года его заместителем был назначен бывший президент ОАО «Автоваз» Игорь Комаров. В 2015 году стало ясно, что кризис в космической отрасли преодолеть не удается.

Для срочного вывода российской космонавтики из кризиса необходимо было избавиться от реликтов 90-х годов с непрозрачными схемами управления, финансирования, а порой и владения, а также расширить сферу деятельности Роскосмоса. 21 января 2015 года Остапенко был освобождён от должности руководителя Федерального космического агентства. Исполняющим обязанности руководителя стал его заместитель Александр Николаевич Иванов.

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

Указом президента РФ Владимира Путина № 666 от 28 декабря 2015 года Федеральное космическое агентство преобразовано в Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос». Руководителем назначен Игорь Анатольевич Комаров, к этому моменту возглавлявший «Объединенную ракетно-космическую корпорацию», а Александр Иванов вернулся на прежнюю должность первого заместителя.

Игорю Комарову к началу 2018 года удалось обеспечить единство управления ракетно-космической отраслью. Тем не менее, не все удалось сделать. 24 мая 2018 года указом президента РФ Комаров переведен на должность заместителя министра науки и высшего образования. В тот же день генеральным директором Роскосмоса назначен заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Дмитрий Олегович Рогозин, по инициативе которого и была образована госкорпорация "Роскосмос".

1 / 3
Игорь Анатольевич Комаров

Во время его назначения Владимир Путин выразил надежду, что новый руководитель Роскосмоса понимает, насколько корпорация важна для экономики страны и её безопасности. Президент также обратил внимание на то, что это отличная возможность реализовать всё задуманное в части укрепления и развития Роскомоса. Но не все получилось и у Дмитрия Рогозина.

15 июля 2022 года он был освобождён от должности генерального директора. Новым генеральным директором госкорпорации «Роскосмос» стал Юрий Иванович Борисов – Герой России, заместитель председателя правительства РФ. Но и ему не удалось выполнить вернуть Роскосмосу лидирующие позиции в мировой космонавтике.

6 февраля 2025 года на этом ответственном посту его сменил Дмитрий Владимирович Баканов, бывший до этого заместителем министра транспорта – председателем совета директоров АО «ГЛОНАСС». Под его руководством реформы в «Роскосмосе» возобновились.

Дмитрий Владимирович Баканов

Интересные факты: Дмитрий Баканов стал самым молодым главой космической отрасли. Ему неполных 40 лет. А самым возрастным, в 66 лет, был Юрий Борисов. Дольше всех, 18 лет, руководил отраслью первый министр космоса Сергей Афанасьев, а меньше всего, 15 месяцев, Олег Остапенко.