15 августа 1956 состоялось первое испытание бокового блока легендарной ракеты Р-7
Космический архив

15 августа 1956 состоялось первое испытание бокового блока легендарной ракеты Р-7

15 августа 2025 года, 05:00

В этот день 69 лет назад впервые на стенде включился двигатель бокового блока знаменитой «Семёрки», с которой начался отечественный путь в космос. До 1968 года эта межконтинентальная ракета состояла на вооружении РВСН. А ее наследники — носители среднего класса «Союз-2» — взлетают с отечественных космодромов до сих пор.

Сразу после принятия на вооружение первой советской Р-1 («единички») начались работы по созданию межконтинентальной ракеты. Уже 4 декабря 1950 года Совет Министров СССР утвердил комплексную научно-исследовательскую работу по изучению перспектив разработки различных типов ракет дальнего действия. Дальность полета должна была составлять от 5 до 10 тысяч километров, а масса боевой части — от 1 до 10 тонн.

20 мая 1954 года приняли партийно-правительственное Постановление № 956-408сс о создании двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 (8К71). Разработку поручили ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва.

Ракета Р-7 проектировалась по «пакетной» схеме. Первая ступень состояла из четырех боковых блоков, симметрично расположенных вокруг центрального блока (вторая ступень). Боковые блоки имели одинаковую конструкцию и оснащались двигателями РД-107, состоящими из четырех основных и двух рулевых камер. Вторая ступень оснащалась двигателем РД-108, аналогичным по конструкции с РД-107 за исключением четырех рулевых камер вместо двух. Запуск всех двигателей обеих ступеней производился на старте — не было уверенности в том, что камеры второй ступени надежно зажгутся на большой высоте.

Весной 1956 года опытный завод при ОКБ-1 изготовил три макета: М1-1С, М1-2СН и М1-ЗС. А в декабре из цехов вышел первый настоящий носитель, известный как изделие 8К71 (он же — М1-4СЛ). Гигантская по тем временам ракета должна была иметь дальность полета не менее 8 тысяч км и отделяющуюся головную часть массой больше трех тонн.

Испытания отдельных блоков и всей ракеты Р-7 в целом проводились в период с июля 1956 по март 1957 года на стендовой базе филиала №2 ОКБ-1 в поселке Новостройка под Загорском (Подмосковье). Сначала проверяли работу заправки и подпитки жидким кислородом и азотом. Получали данные о температурах в баках, магистралях и отсеках. Затем проводили огневые испытания. Они нужны были для проверки включения и работы двигателей, а также для оценки нагрузок на конструкцию блоков. Кроме того, проверяли динамические характеристики стабилизатора и систем управления скоростью и опорожнением баков.

Всего состоялось пять огневых испытаний единичных боковых блоков (15 августа, 1 и 24 сентября, 11 октября и 3 декабря 1956 года) и три испытания единичного центрального блока (27 декабря 1956 года, 10 и 26 января 1957 года). В дополнение к этому были проведены огневые тесты двух ракет, собранных в «пакет» (20 февраля и 30 марта 1957 года).

Первый этап летных испытаний Р-7 проводился на научно-исследовательском полигоне №5 Министерства обороны СССР (ныне — космодром Байконур) с мая 1957 года по июль 1958 года. Были выполнены пуски 9 экспериментальных ракет, из них три окончились авариями (ракеты упали на трассе стрельбы), а шесть Р-7 достигли заданного района цели. В ходе летных испытаний с помощью облегченного варианта ракеты 8К71ПС 4 октября 1957 года на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра.

В середины 1960-х годов на вооружение РВСН стали поступать значительно более совершенные ракетные комплексы, а Р-7 нашла мирное назначение: именно на ее основе было создано самое многочисленное в истории семейство космических носителей. Это и «Спутник», и «Восток», и «Молния», и «Восход», и «Союз». Хорошо всем нам знакомый «Союз-2» продолжает доставлять космонавтов на МКС до сих пор.