Моряк в космосе: как космонавты пережили приводнение "Союза-23"
Сегодня исполнилось бы 85 лет Герою Советского Союза, 38-му советскому космонавту Валерию Рождественскому. В 1976 году он, единственный моряк в отряде космонавтов, совершил приводнение после возвращении с орбиты, во время которого чуть не погиб. О том, как моряк-подводник попал в космос, и об уникальном для советской космонавтики случае приводнения спускаемого аппарата - в нашем материале.
В космос из-под воды
Валерий Рождественский родился в 1939 году в Ленинграде, жил в эвакуации в Петропавловске, после войны вернулся в родной город. После школы он поступил в Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Дзержинского и собирался стать строителем военных кораблей, но после защиты диплома ему предложили стать водолазом-глубоководником. Так лейтенант Рождественский начал службу на военно-морской базе в Лиепае. Работа в скафандре в толщах морских глубин была похожа на работу космонавта, но о космической карьере он не задумывался. О своем пути в космос Валерий Ильич рассказал автору этих строк.
Как-то, на учениях, его группе было приказано организовать эвакуацию экипажа подводной лодки с глубины 180 м. «Эвакуацию я проводил с помощью «колокола». Мы спускали его к лодке, сажали туда 10 человек экипажа, поднимали наверх, потом опускали вниз… И так имитировали эвакуацию всего экипажа», - вспоминал Валерий Ильич. «Эвакуацию» группа старшего инженера-лейтенанта Рождественского выполнила без замечаний.
Он не сразу согласился так как уже был зачислен в Дипломатическую академию Советской Армии и должен был начать учебу. Вскоре его с несколькими другими военными моряками направили в Центральный военный авиационный госпиталь в Москву на медобследование. Из группы моряков медкомиссию прошел один Рождественский. В отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов Военно-воздушных сил его зачислили 28 октября 1965 года. Пришлось сменить морскую форму на летную, освоить не только прыжки с парашютом (более 150), но и самостоятельные полеты на реактивном самолете Л-39 (более 727 часов). Все шло «гладко, как штиль на море». Но…
Моряк, который не умеет плавать, и "Нептун" Гагарин
В Центре подготовки космонавтов произошел один совершенно невероятный случай. Валерий Ильич рассказывал: «Как-то у нас была тренировка в бассейне. Мы должны были прыгать с вышки в воду, потом плыть к бортику, вылезать по лестнице. Все прыгают. Подходит моя очередь: я вышел, поднялся на вышку и прыгнул. Потом по дну дошел до лестницы и вылез. Инструктор по бассейну подумал, что я выпендриваюсь, и снова послал прыгать. Я опять по дну выбрался из воды. Инструктор, желая меня «построить», громко спросил: «Ты чего, плавать не умеешь?» – «Так точно!» – ответил я так же громко, и все мои коллеги покатились со смеху. Все ведь все знали, что я на флоте служил подводником. А я прыгал в бассейн спокойно и ничего не боялся, так как и учеба в училище, и пять лет службы на флоте были связаны с водой. Кроме того, я серьезно занимался греблей на байдарках, погружался на 200 метров в водолазном снаряжении, ходил на спасательных судах, попадал и в шторм, а вот плавать так и не умел». Плавать Рождественский научился только в Звездном.
Когда группа слушателей-космонавтов (так называлась в то время должность нынешних кандидатов в космонавты-испытатели), среди которых был и Валерий, закончила общекосмическую подготовку,
А потом началась подготовка к космическим полетам на разрабатываемую в то время военную орбитальную пилотируемую станцию «Алмаз», сначала в группе, а с сентября 1972 года в четвертом экипаже с Вячеславом Зудовым. В июле 1976 года, после двух дублирований - Льва Демина («Союз -15») и Виталия Жолобова («Союзе-21») - экипаж Рождественского назначили основным.
Стыковка не удалась
Рождественский рассказывал: «Мы должны были лететь на станцию «Алмаз» («Салют-5») и работать там две недели. Но сначала нам нужно было определить химический состав атмосферы на станции, так как предыдущий экипаж вернулся на Землю, не до конца выполнив программу полета, жалуясь на плохое самочувствие и предполагая, что атмосфера станции отравлена химическими выделениями материалов отделки отсеков или парами от обработки фотопленок. Для этого у нас была целая химическая лаборатория и суперсекретные противогазы. Кроме того, в программе полета был интересный эксперимент: проверить систему наддува станции на случай ее внезапной разгерметизации, а заодно и сменить атмосферу. Но наша основная задача: съемка объектов на Земле в интересах Минобороны, проявка фотопленок на борту и передача части информации по каналам связи на Землю. Кроме того, мы должны были вернуть отснятую фотопленку в специальной баллистической капсуле. В общем, нас ждала очень интересная и насыщенная программа».
«Союз-23» стартовал 14 октября 1976 года в 20 часов 39 минут. Стыковка корабля со станцией должна была состояться примерно через сутки. Но на этапе дальнего сближения автоматическая система «Игла» восприняла нормальную траекторию полета корабля как ошибочную и с помощью двигателей стала пытаться вернуть корабль на "правильный" курс, тем самым наоборот отклоняя его от оптимальной траектории. Вячеслав и Валерий заметили ненормальную работу «Иглы». Но, в соответствии с действовавшей инструкцией, не могли стыковаться в ручном режиме без приказа «Земли». А связи с ЦУПом не было, так как процесс происходил вне зон радиовидимости советских средств слежения, над США. Космонавты остановили движение корабля и, дождавшись связи с ЦУПом, доложили о ситуации. Выяснилось, что топлива осталось только для посадки и они получили команду идти на спуск. Зудов и Рождественский сориентировали корабль, выдали тормозной импульс и пошли к Земле. Все шло штатно. Но… Даже в космосе водная стихия не отпускала моряка.
Рассказывал Валерий Рождественский: «Мы приготовились к удару о землю, сгруппировались, как нас учили, но… удара не произошло. Мы плюхнулись в воду огромного соленого, потому не замерзшего, озера Тенгиз. На месте посадки было уже почти одиннадцать вечера, то есть полная темнота, пасмурная погода с сильным ветром, снеговыми зарядами и морозом около -20°. Как и положено по инструкции, мы отстрелили парашют. Но из-за попадания соленой воды на контакты произошло короткое замыкание и вышел запасной парашют. Отстрелить его не удалось. При этом корабль из-за намокшего парашюта перевернулся, а дыхательный клапан оказался под водой и быстро затянулся льдом. Мы оказались без доступа воздуха. Кроме того, Слава оказался висящим надо мной вниз головой. Из-за ветра наш корабль качало, как скорлупку, а мы терпели и ждали эвакуации. А ее все не было. Дышать становилось все тяжелее, ведь объем спускаемого аппарата всего несколько кубометров, а ресурс корабля по вентиляции и удалению углекислого газа всего 4 часа. Не было и подогрева. Часов через восемь такого «плавания» мы начали задыхаться, замерзать и ничего не могли предпринять для своего спасения. Даже отвязаться от привязных ремней не могли без посторонней помощи. Нам оставалось только терпеть и ждать помощи… Видимо, благодаря водолазным тренировкам я вытерпел это испытание. А Славе было хуже. Он не только был менее подготовлен к сильной качке, недостатку кислорода и избытку углекислого газа, но и висел почти вниз головой. И в таком состоянии мы находились около 12 часов и не задохнулись и не окоченели только благодаря умению экономить дыхательную смесь, чему я научил Славу, и резервам наших организмов».
Время шло. Вертолеты не могли в темноте обнаружить спускаемый аппарат так как антенны радиопеленга оказались под водой. Утром, когда забрезжил рассвет, корабль обнаружили. Выяснилось, что «амфибии» к нему подойти не могут так как берега озера Тенгиз сильно заболочены и машины утопали в грязи, не дойдя до открытой воды. Один вертолет довольно долго, но безуспешно пытался зацепить спускаемый аппарат тросом. Космонавты даже слышали переговоры поисковиков и их возгласы, и это помогало не терять надежду на спасение.
Наконец один из офицеров-спасателей на надувной лодке подплыл к кораблю и тросом зацепил его. А космонавты слышали, что их прицепляют и беспокоились не за себя, а за то, чтобы спасатель не получил опасную дозу радиации от высотомера «Кактус». Наконец сцепка удалась, но вертолет не смог поднять спускаемый аппарат с намокшим парашютом в воздух, и его пришлось тащить волоком по воде и по грязи до твердого берега.
Ожившие мертвецы: «Мы лежали на снегу и радовались жизни»
Наконец корабль был на земле. «Душа ликовала: нас спасли! Но проходили минуты, а никто нас из корабля не доставал, никто люк не открывал», - вспоминал Валерий Ильич.
После долгих разборок, попортивших много нервов Зудову и Рождественскому, их действия были признаны правильными, претензии, несмотря на невыполненное задание полета, сняты и им присвоили звание Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина и медалей «Золотая Звезда».
В этот драматический полет в качестве талисманов Валерий брал кортик, который остался у него на память о морской службе, и точную уменьшенную копию человеческого черепа, вырезанную из моржовой кости.
Опыт понадобился на Земле
Валерий Рождественский рассказывал, что генеральный конструктор Владимир Челомей пообещал, что через четыре месяца, когда будет готов к полету новый корабль, он и Зудов опять полетят к станции «Салют-5» и выполнят намеченную программу. Космонавты воспряли духом. Но «водные» испытания для Зудова не прошли даром. Ему пришлось лечь в госпиталь. Замены ему не нашлось и программу этого полета выполнили дублеры – Виктор Горбатко и Юрий Глазков.
Как-то ночью Рождественского разбудил звонок в дверь. Замполит ЦПК сказал, что срочно нужна его помощь и повез на «Волге» в Реутов, где находился земной аналог станции «Салют-5», на которой в это время работали Горбатко и Глазков. Выяснилось, что на станции отказала система управления. Рождественскому предложили на этом аналоге заменить несколько блоков системы. Замена одного их них помогла. Стало понятно, что космонавты на орбите тоже смогут выполнить такой ремонт. Валерия привезли во «Внуково-3» и на самолете отправили в Евпаторию, где находился Центр управления полетом. В ближайшем сеансе связи он рассказал Юрию Глазкову, что и как делать. Все получилось.
В последующие годы Валерий Ильич руководил группой управления, кораблями и станциями, за что был удостоен ордена «За службу в Вооруженных Силах СССР». Затем два года готовился к полету для работы со спецаппаратурой «Пион» на транспортном корабле снабжения «Космос 1686», летавшем вместе со станцией «Салют-7». Полет так и не состоялся. Его назначили начальником отдела, и он уже сам занимался подготовкой товарищей к полетам. Через год Рождественский возглавил управление, отвечающее за все тренажеры ЦПК. В этой должности Валерий Ильич разработал новую концепцию тренажера для перспективной станции «Мир-2», а также организовал наладку тренажера «Бурана».
После ухода в запас и увольнения из ЦПК Валерий Рождественский ушел на пенсию и пока позволяло здоровье работал на даче, ковырялся в земле, а вечерами изучал холодное оружие, коллекцию которой собирал много лет. Валерий Ильич скончался 31 августа 2011 года. Похоронен на кладбище деревни Леониха вблизи Звёздного городка.