Франция предлагает новый «Гермес»: для войны и мира
Проекты

Франция предлагает новый «Гермес»: для войны и мира

24 июня 2025 года, 14:30

На Парижском авиасалоне компания Dassault Aviation сделала громкое заявление, представив модель многоразового космоплана, способного стать универсальной платформой двойного назначения для выполнения полетов как по гражданским, так и по военным программам. Глядя на модели и читая статьи в профильных изданиях, не покидает чувство дежавю…

Громкие заявления

С 16 по 22 июня 2025 года в парижском аэропорту Ле-Бурже проходил 55-й международный авиасалон Paris Air Show 2025. Эксперты отметили несколько ключевых моментов этого мероприятия, где традиционно показываются главные новинки гражданской и военной авиации, а также аэрокосмических отраслей западного мира. В гражданской сфере доминировал Airbus, опередив Boeing по заказам. Успех также имели региональные производители Embraer и ATR. Салон уделил внимание беспилотным системам, оборонным и космическим технологиям, а также «устойчивому развитию».

Особое внимание привлекла программа FCAS, предусматривающая создание европейского истребителя шестого поколения к 2040 году с возможностью интеграции с беспилотными аппаратами. Оборонная промышленность представила дроны и системы для их противодействия, ракеты и истребители.

Неожиданно свои амбиции в космической сфере продемонстрировала Dassault Aviation: в павильоне Space Hub, рядом с полноразмерными макетами ракет-носителей Ariane 5 и Ariane 4, компания представила масштабную модель «многоразового орбитального транспортного и исследовательского аппарата» VORTEX (Véhicule Orbital Réutilisable de Transport et d’Exploration). По словам разработчиков, этот аппарат станет символом нового поколения техники, лежащей на стыке авиации и космонавтики.

Президент Франции Эмманюэль Макрон, посетивший авиасалон, высоко оценил проект VORTEX, подчеркнув его значение для национальной безопасности и технологического суверенитета. «Этот проект связан с нашими передовыми возможностями в области обороны», — отметил он, добавив, что Пятая республика намерена активно развивать свои космические технологии для конкуренции на глобальном уровне.

В тот же день министр вооруженных сил Франции Себастьян Лекорню и председатель совета директоров Dassault Aviation Эрик Траппье подписали соглашение, подтверждающее решимость государства в создании демонстрационного образца космоплана. Это событие стало ключевым моментом авиасалона: благодаря поддержке французского правительства, Dassault получит финансирование на начальный этап работы по проекту VORTEX. Однако это станет возможно только при пересмотре военного бюджета страны или при одобрении разработки членами Европейского космического агентства (ЕКА). Ожидается, что решение о возможном сотрудничестве с ЕКА может быть принято в ноябре 2025 года на следующем совещании министров Евросоюза.

Концепция и возможности

По замыслу компании Dasso, VORTEX — многоразовый крылатый космический аппарат, который сможет выполнять разнообразные задачи на орбите и возвращаться на Землю, горизонтально приземляясь на взлетно-посадочную полосу. Отличительной особенностью считается его возможность использоваться как для гражданских, так и для военных миссий, что делает его уникальной платформой в условиях растущей конкуренции в космической отрасли.

VORTEX сможет доставлять грузы и экипажи к орбитальным станциям, обеспечивая логистику для международных и национальных космических программ. Как американский шаттл, он будет выводить на орбиту различные полезной нагрузки, включая спутники, научное оборудование и другие грузы, с возможностью возвращения на Землю. Автономные орбитальные миссии в качестве свободно летающей платформы заключаются в проведении научных экспериментов, наблюдении или проверке технологий. Военных особенно впечатлили «поиск и обслуживание объектов на орбите, что важно для поддержания спутниковой инфраструктуры и удаления космического мусора, а также разведка, наблюдение и обеспечение стратегической безопасности в космосе».

1 / 6
Макет космоплана VORTEX на стенде Dassault Aviation

По предварительным данным, стартовая масса VORTEX составит около 15 тонн, длина — примерно 12 метров, а полезная нагрузка — до четырех тонн. Таким образом, аппарат сможет запускаться на низкую околоземную орбиту с помощью ракеты-носителя Ariane 6. Аэродинамическая форма позволяет рассчитывать на высокую маневренность как в атмосфере, так и на орбите. При ритмичном финансировании разработки первый суборбитальный полёт демонстратора возможен в 2028 году.

Dassault Aviation разработала поэтапный план реализации проекта, который «позволит минимизировать риски и последовательно наращивать технологические возможности». Программа состоит из четырех ключевых фаз:

  • I фаза — создание уменьшенного прототипа — демонстратора в масштабе 1/3, который позволит протестировать базовые технологии, включая аэродинамику, системы управления и тепловую защиту. Этот этап направлен на проверку концепции и снижение технологической неопределенности.

  • II фаза — создание более крупного прототипа — свободнолетающего аппарата в масштабе 2/3, способного выполнять автономные миссии. На этом этапе будут отработаны гиперзвуковые режимы планирования и системы навигации.

  • III фаза — создание полномасштабного беспилотного космоплана, способного выводить на орбиту грузы и возвращаться на Землю. Этот аппарат станет основой для коммерческих и военных миссий.

  • IV фаза — постройка пилотируемого космоплана, который сможет доставлять экипажи на орбиту и выполнять сложные миссии, требующие участия человека-оператора.

По замыслу Dassault, «такой поэтапный подход позволяет гибко адаптироваться к технологическим вызовам и оптимизировать затраты, сохраняя низкий уровень рисков при разработке».

«Мы придаем большое значение»

В современном мире, как и многие десятилетия назад, космос остается полем для соперничества между ведущими мировыми державами. Правда, сейчас кроме Соединенных Штатов и России, в конкуренции участвуют Европа, Китай и Индия, которые активно развивают свои космические программы как в гражданской, так и в военной сферах.

В этом контексте понятно стремление Франции укрепить свою позицию в космосе, чтобы обеспечить национальную безопасность и технологическую независимость. Интерес к проекту VORTEX как инструменту защиты национальных интересов проявило Французское космическое командование (Commandement de l'Espace), образованное в сентябре 2019 года. Оно управляет орбитальной группировкой спутников военного и двойного назначения, занимаясь реализацией оборонных программ в космосе.

Способность космоплана VORTEX выполнять задачи разведки, наблюдения за космическими объектами и быстрого реагирования на угрозы, а также маневрировать на орбите и возвращаться на Землю, делает этот аппарат ценным активом для военных операций, особенно в условиях, когда спутниковая инфраструктура становится целью в потенциальных конфликтах.

На гражданском рынке у аппарата могут быть новые возможности для коммерческих миссий — не просто доставка грузов на орбиту, но и возвращение их на Землю. Многоразовое использование аппарата способно снизить стоимость запусков, делая орбиту более доступной для частных компаний и исследовательских организаций.

В условиях, когда космос становится «новым театром мировой конкуренции», как отметил Эммануэль Макрон, Франция стремится укрепить свои позиции среди ведущих космических держав. По мнению разработчиков, VORTEX дополняет другие европейские инициативы, такие как Space Rider, и обеспечивает независимый доступ к космосу, что особенно важно в свете глобальной нестабильности.

Любопытно, что проекты VORTEX и Space Rider, которые разрабатываются Thales Alenia Space под эгидой Италии, не являются соперниками, а скорее дополняют друг друга. Space Rider предназначен для выполнения ограниченных беспилотных орбитальных миссий, в то время как VORTEX предлагает более широкий спектр возможностей, включая пилотируемые полёты и военные операции. Такое разделение функций позволяет Европе развивать разнообразную космическую инфраструктуру.

ЕКА рассматривает возможность участия в проекте VORTEX, что может стать ключевым фактором успеха: включение агентства обеспечит доступ к передовым технологиям и международному опыту, а также укрепит позиции Европы в глобальной космической гонке.

«А в чем ваш интерес?»

Dassault Aviation наиболее известна своими военными самолетами Rafale и Mirage, разведывательно-ударными беспилотниками nEUROn и гражданскими бизнес-джетами Falcon. Однако компания также имеет значительный опыт в космической сфере: в прошлом она участвовала в ряде важных проектов, которые легли в основу разработки VORTEX:

  • Hermès (1980-е годы) — пилотируемый мини-шаттл, предложенный ЕКА;

  • X-38 (1990-е годы) — прототип «спасательной шлюпки» для Международной космической станции;

  • IXV (2015 год) — экспериментальный аппарат ЕКА, который успешно протестировал технологии входа в атмосферу.

Эти проекты позволили компании получить глубокие знания о ключевых технологиях, таких как гиперзвуковой полет, тепловая защита и автономное управление. В их рамках Dassault занималась исследованиями в области аэродинамики и систем управления, используя свой опыт и знания, полученные в предыдущих разработках. К сожалению, первые два проекта так и не были завершены, хотя успех IXV продемонстрировал, что компания успешно справляется с задачами, связанными с входом в атмосферу и управлением полетом.

Участие Dassault в программе Space Rider не увенчалось успехом из-за недостатка финансирования. Это стало стимулом для поиска новых возможностей. Теперь же поддержка правительства и интерес ЕКА открывают перед компанией перспективы для реализации амбициозного проекта: сотрудничество с Агентством и другими партнерами позволит привлечь дополнительные ресурсы и знания, что поможет преодолеть существующие проблемы.

Dassault намерена интегрировать в разработку VORTEX концепцию NewSpace, предполагающую гибкость, ускорение темпов разработки и экономическую эффективность. В отличие от традиционных аэрокосмических программ, требующих многолетнего планирования и значительных финансовых вложений, NewSpace ориентирован на быстрые итерации и минимизацию рисков.

Компания оптимизирует производственные процессы, применяя передовые технологии, такие как цифровое моделирование и аддитивное производство, для ускорения создания прототипов. Такой подход позволяет достичь оптимального соотношения между высокими техническими характеристиками и разумными затратами, что особенно важно в условиях конкуренции с частными космическими компаниями, такими как SpaceX.

Траппье отметил универсальность VORTEX: «Этот космоплан, подобно нашим самолетам, разработан для выполнения разнообразных задач. Он изменит подход к использованию космического пространства и откроет новые сферы применения, укрепляя стратегическое положение Франции».

«Все это хорошо, но…»

В случае благоприятного развития событий в ближайшие годы ключевое внимание разработчиков будет сосредоточено на создании и тестировании демонстратора, который станет фундаментом для последующих этапов программы. Если все пройдет успешно, VORTEX может стать основой для разработки нового поколения космических аппаратов, способных выполнять разнообразные задачи — от научных исследований до военных операций.

Траппье выразил оптимизм относительно будущего проекта: «Dassault Aviation гордится тем, что принимает этот исторический вызов. Проект Vortex откроет новую эру в космической аэронавтике и укрепит позиции Франции как ведущей космической державы».

1 / 6
Схема варианта европейского мини-шаттла Hermes

Хотя разработчики видят перспективы проекта VORTEX исключительно в розовом цвете, его реализация сталкивается с рядом технических и организационных проблем. Среди основных задач можно выделить:

  • управляемость при спуске в атмосфере: обеспечение устойчивости и манёвренности малого крылатого аппарата на гиперзвуковых скоростях требует использования передовых систем управления и аэродинамических решений;

  • теплозащита: при возвращении в атмосферу аппарат подвергается воздействию экстремальных температур, что для космоплана предлагаемой размерности требует разработки новых материалов и покрытий;

  • автономность: VORTEX должен быть способен выполнять миссии без участия человека, что требует разработки сложных алгоритмов и применения искусственного интеллекта;

  • совместимость со средствами выведения: для запуска на орбиту требуется ракета-носитель, способная нести в передней части аппарат сложной аэродинамической конфигурации без потерь в области устойчивости конструкции и управляемости.

Тут наиболее показательна неудача с программой Hermes: проект создания общеевропейского мини-шаттла, начатый в 1978 году как чисто французский, был прекращен в 1992 году по ряду причин, прежде всего, из-за высокой стоимости. Предполагаемые затраты оценивались в $5,3 млрд. Кроме того, технические характеристики «Гермеса» не соответствовали проектным требованиям. В частности, он не мог выводить грузы на орбиту из-за особенностей конструкции грузового отсека.

Также свою роль сыграли изменения в политической обстановке: сначала сотрудничество с Российским авиационно-космическим агентством и участие в замене космической станции «Мир» уменьшили потребность в создании европейского космоплана, в результате чего ЕКА приняла решение участвовать в проекте Международной космической станции, что сделало ненужным создание европейской пилотируемой транспортной системы. Кроме того, проект Hermes на всех этапах сталкивался с проблемами финансирования, многочисленными задержками и нехваткой опыта и необходимых технологий. Все это повлияло на решение о прекращении работ.

А ведь VORTEX видится как раз неким продолжением «Гермеса», хотя и с большой примесью военной составляющей.

Небо Европы

Парижский авиасалон 2025 года стал стартовой площадкой для проекта VORTEX, который «обещает революционизировать освоение космоса». Поддержка правительства Франции, интерес ЕКА и опыт Dassault Aviation дают надежду на возможность проведения этой амбициозной программы. «VORTEX не только усилит стратегические позиции страны, но и откроет новые горизонты для коммерческого и научного применения космических технологий», — утверждают некоторые эксперты.

Сторонники проекта видят в нем не только технологический прорыв, но и стратегический маневр, направленный на укрепление позиций Франции в глобальной космической экономике. «Успешная реализация проекта позволит стране стать лидером в области многоразовых космических аппаратов, конкурируя с такими гигантами, как Starship от SpaceX или Shenlong из Китая», — уверены они.

В эпоху, когда космос становится ареной глобальной конкуренции, VORTEX символизирует стремление Франции оставаться на передовой технологического прогресса. Будущее проекта способно определить не только развитие французской космонавтики, но и роль Европы в мировой космической гонке.

Тем не менее скепсис относительно VORTEX и будущего всей ракетно-космической программы Европы заставляет задуматься. Эксперты оценивают европейские инициативы без особого оптимизма, осознавая, что Евросоюз испытывает недостаток как финансовых, так и технологических ресурсов. «У них нет денег, ни на новый истребитель, ни на VORTEX», — подчеркивают они.