30 лет фильму «Особь»:  кино категории Б или серьезная научная фантастика?
Проекты

30 лет фильму «Особь»: кино категории Б или серьезная научная фантастика?

8 июля 2025 года, 16:14

Что если однажды из космоса придет не просто привет, а подробная инструкция, как вырастить на Земле нового обитателя? В 1995 году вышел фильм «Особь», где ученые расшифровали сигнал от внеземной цивилизации и получили не послание о мире, а ДНК таинственного существа. Авторы задумали соединить серьезную науку с эффектным хоррором и эротическим триллером. В итоге вышел неоднозначный гибрид на стыке поп-культуры и космонавтики: тут и проект SETI с реальным радиотелескопом на экране, и одновременно сцены, которые обычно встречаются в фильмах категории Б. Редакция Pro Космоса разобралась, какие научные идеи легли в основу фильма и как он повлиял на кинематограф.

Идея из космоса: от Артура Кларка до сценария «Особи»

Сценарист Деннис Фельдман взял за основу фильма смелую научно-фантастическую идею. Писатель Артур Кларк как-то заметил, что из-за огромных расстояний инопланетянам проще послать нам сообщение, чем прилететь лично. Эта мысль вдохновила Фельдмана: он решил, что развитая внеземная культура могла бы передать на Землю некий «рецепт» создания существа для контакта. Причем, по задумке, пришельцы отправили бы именно биологическую инструкцию, а не чертежи машины. Так возник сюжет о гибриде человека и инопланетной ДНК.

Первоначальный вариант сценария так и назывался — «Сообщение» («The Message»). В нем ученый-биолог в правительственной лаборатории пытался расшифровать космическое руководство по созданию нового организма. Чтобы придать истории правдоподобия, Фельдман консультировался с реальными специалистами. Он общался с учеными Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, экспертами проекта SETI и даже специалистами проекта «Геном человека». Реальные проекты по поиску инопланетян заложили основу вступления фильма. Однако Фельдман позже признался, что итоговая картина в чем-то разочаровала его научных консультантов.

Интересно, что изначально сюжет «Особи» больше напоминал научный детектив. По словам Фельдмана, после закрытия проекта герой-биолог продолжал эксперимент дома. Когда созданное им существо вырвалось на свободу, ученый вместе с детективом бросился его разыскивать. Такой вариант истории оставался относительно камерным триллером о погоне за монстром.

Однако в Голливуд середины 1990-х диктовал свои условия. Крупная студия MGM выкупила проект. Акценты сместились в сторону боевика и фильма-ужаса. Режиссер Роджер Дональдсон и продюсер Фрэнк Манкузо-младший увидели в «Особи» прежде всего потенциал для монстр-муви. На экране от научной части оставили минимум: в начале фильма лишь короткий текст объясняет суть проекта SETI, а затем показывают несколько документальных кадров с гигантским радиотелескопом обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико.

Любопытно, что в том же 1995 году тарелка Аресибо «сыграла» и в фильме про Джеймса Бонда «Золотой глаз», где ее взрывают в финальной сцене. Дальше «Особь» развивался уже как динамичный фантастический боевик: таинственное существо вырывается из лаборатории, и правительство собирает отряд экспертов, чтобы его остановить.

Проект SETI: наука в поисках сигнала

Аббревиатура SETI расшифровывается как Search for Extra-Terrestrial Intelligence, то есть «поиск внеземного разума». Это не одна организация, а общее название для направления научных исследований, которые пытаются обнаружить сигналы внеземных цивилизаций. Идея целенаправленно слушать космос возникла в конце 1950-х. В 1959 году физики Джузеппе Коккони и Филип Моррисон опубликовали в журнале Nature статью, где предложили искать внеземные радиосигналы — благо, технология радиотелескопов уже позволяла это делать. В 1960 году американский астроном Фрэнк Дрейк провел первый эксперимент под названием «Проект Озма» — он направил радиотелескоп обсерватории Грин-Бэнк на две близкие звезды (Тау Кита и Эпсилон Эридана) и слушал их на частоте 21 см, частоте излучения атомарного водорода. Так началась эра современных поисков сигналов от братьев по разуму.

Почти сразу идея дошла и до СССР. Уже в 1960 году советский астрофизик Иосиф Шкловский опубликовал статью «Возможна ли связь с разумными существами других планет?», которая положила начало исследованиям по поиску внеземного разума в Советском Союзе. В последующие десятилетия ученые по обе стороны океана проводили все более сложные эксперименты. Например, в 1974 году астрономы отправили с радиотелескопа Аресибо первое радиопослание человечества к звездному скоплению M13. В послании, закодированном двоичным кодом, содержались сведения о человеческой цивилизации и Солнечной системе. Конечно, это был скорее символический жест: скопление M13 находится так далеко, что сигнал будет идти десятки тысяч лет. Тем не менее сам факт отправки такой «почты» показал стремление людей установить контакт.

Обсерватория Аресибо

Основной же подход SETI остается пассивным: человечество сканирует радиоэфир в поисках рукотворных сигналов. Телескопы с высокой чувствительностью по очереди нацеливаются на выбранные звезды и стараются уловить радиосигнал, который выделяется из шума. Если за короткий период ничего не обнаружено — а пока ни одного подтвержденного сигнала не было, — ученые переключаются на следующую звезду. За прошедшие годы таким способом обследованы несколько тысяч звезд, но подтвержденных «приветов» из космоса пока не зафиксировано.

Ученые подчеркивают, что отсутствие сигналов вовсе не означает отсутствия внеземного разума. Возможно, разумные цивилизации встречаются очень редко и находятся очень далеко. Чтобы их сигнал случайно «ловился» везде и непрерывно, они должны вещать на невероятной мощности — по расчетам, для этого нужна цивилизация не ниже второго типа по Кардашеву. То есть такая, которая научилась использовать энергию целой звезды. Более реалистично предположить, что инопланетный радиомаяк может работать недолго и направленно. Поэтому современные проекты SETI стараются охватить как можно больше звезд, а также ищут самые разные признаки внеземной технологии, так называемые техносигнатуры. Например, лазерные импульсы или аномальные химические вещества в атмосферах экзопланет.

Со временем изменился и статус самого проекта SETI. В 1960–70-е к поискам подключилось NASA, а в 1992 году агентство даже запустило крупную программу по поиску сигналов в космосе. Но уже через год федеральное финансирование свернули по решению Конгресса. Дальше энтузиасты продолжили работу силами негосударственных организаций: так, в Калифорнии действует частный Институт SETI, а радиолюбители создали общество SETI League. В последние годы поиски внеземного разума снова активизировались благодаря новым технологиям и спонсорам из Кремниевой долины. Например, в 2015 году стартовал проект Breakthrough Listen, в котором радиотелескопы по всему миру, от США до Австралии, сканируют миллионы звезд на широком диапазоне частот — на порядки больше, чем в ранние годы SETI.

Отдельно стоит сказать про загадочные явления, которые иногда рассматривают как возможные следы внеземных цивилизаций. Один из реальных примеров — межзвездный объект Оумуамуа, пролетевший через Солнечную систему в 2017 году. Это продолговатое тело сначала сочли астероидом с другой звезды. Но астрономы обнаружили, что Оумуамуа при удалении от Солнца неожиданно изменил траекторию, как будто получил дополнительный импульс.

Такое может быть, если объект испускает газ (например, лед испаряется под солнечными лучами) или если он очень легкий и его слегка толкает свет солнца. Второе объяснение сегодня кажется более вероятным. Но оно возможно в случае, если Оумуамуа — тело с оболочкой толщиной примерно 0,3 мм, как лист алюминиевой фольги.

ECOОбъект Оумуамуа

В природе нам не известны объекты размером с футбольное поле и при этом столь пустотелые. Ученый Александр Панов сравнил Оумуамуа с обломком космического корабля: по сути, кусок чужого космического мусора. Разумеется, это лишь гипотеза. Но факт остается: точная природа Оумуамуа до сих пор не установлена. Настолько необычный объект заставил всерьез говорить о возможном технологическом происхождении. Более того, ученые обсуждают идею отправить аппарат вдогонку за Оумуамуа, чтобы рассмотреть его поближе — расчеты показывают, что у людей есть около 10 лет на запуск такой миссии.

Остальные кандидаты на роль инопланетных технологий пока оказывались подделкой. Подробнее об этом можно прочитать в нашем интервью с разрушителем космических мифов.

Между наукой и хоррором: как фильм воплотил эти идеи

Вернемся к фильму «Особь». После того как сценарий претерпел изменения в Голливуде, картина приобрела двойственную природу. С одной стороны, в ее основе осталась интригующая научная идея: сигнал из космоса, ДНК внеземной формы жизни, эксперимент по созданию гибрида. В фильме на мгновение показывают реальный научный антураж — тот самый радиотелескоп Аресибо, откуда в жизни велись поиски внеземных сигналов. Название SETI прямо упоминается на экране в текстовом прологе. С другой стороны, дальше история следует законам остросюжетного хоррора. Созданное по инструкции существо, девушка по имени Сил, оказывается сильным и опасным монстром, который вырывается на свободу и стремится к размножению любой ценой. Команда героев во главе с персонажем Бена Кингсли пытается ее остановить, как в классических фильмах про Чужого и Хищника.

Фильм не скрывает своей ориентированности на взрослую аудиторию. В нем есть и сцены жестокости, и элементы эротического триллера — создатели включили все, что могло привлечь любителей эффектного кино. 20-летняя модель Наташа Хенстридж, для которой роль Сил стала дебютом, почти не произносит слов, но часто появляется обнаженной. По сюжету ее инопланетная героиня использует привлекательность как оружие. Критики потом шутили, что «Особь» получилась как совместное творение популяризатора науки Карла Сагана и автора скандального «Основного инстинкта» Джо Эстерхаза. И действительно, фильм будто балансирует между серьезной фантастикой о контакте с инопланетянами и откровенным хоррор-триллером о смертоносной соблазнительнице.

Визуальную часть фильма тоже делали на стыке науки и вымысла. Облик инопланетной Сил придумал Ханс Руди Гигер — легендарный художник, создавший ксеноморфа для фильма «Чужой». Гигер придал новой монстр-девушке черты биомеханического существа, отсылая к своим прежним работам: в инопланетном облике Сил сочетается женская фигура и нечто напоминающее рептилию или насекомое. Эти сцены явно задуманы как дань культовому образу чужого из фильма Ридли Скотта. Гигер славился перфекционизмом и на «Особи» добился максимальной творческой свободы. Когда продюсеры отказались финансировать одну его задумку (кошмарный эпизод-видение с «поездом-призраком»), художник за свой счет вложил $100 000 в создание декорации — в итоге эта сюрреалистичная сцена с хищными головами ксеноморфов попала в фильм, хоть и длится секунды.

Отдельно стоит упомянуть звездный актерский состав «Особи». В фильме сыграли оскароносный Бен Кингсли, прославленный актер Форест Уитакер, будущий «Доктор Осьминог» Альфред Молина и Майкл Мэдсен. Казалось бы, такие имена обещали глубокие образы даже в фантастическом боевике. Однако сценарий оставил им мало простора для актерской игры. Например, герой Уитакера обладает неким паранормальным «шестым чувством», но в сюжете это сводится к тому, что он время от времени озвучивает очевидное («кажется, здесь произошло что-то плохое…»). И зритель понимает, что создатели не претендовали на серьезность в этих эпизодах. Впрочем, подобная самоирония только добавила фильму популярности.

Отзывы, рейтинги и влияние

На родине фильм встретили прохладно. Критики поставили ему в среднем посредственные оценки — сейчас у «Особи» 43% положительных рецензий на сайте Rotten Tomatoes. Зрители в США тоже восприняли картину неоднозначно: ее рейтинг CinemaScore был B–. Для сравнения, на российском сайте «Кинопоиск» у фильма средняя оценка около 6 из 10, что говорит о крепком середнячке.

При этом в финансовом плане проект оказался успешным: при бюджете около $35 млн первый фильм собрал более $110 млн в мировом прокате. В 1995 году «Особь» обогнала по сборам некоторые ныне культовые картины — например, в США ее касса превысила сборы «Криминального чтива» Квентина Тарантино. Студия MGM осталась довольна. Позже вышло еще три продолжения: в 1998, 2004 и 2007 годах. Правда, они были уже более низкого качества и скромного масштаба. Наташа Хенстридж вернулась к роли Сил в двух сиквелах, закрепив за собой образ главной инопланетной хищницы конца 90-х.

1 / 2
Кадр из фильма «Особь», 1995 г.

Со временем к фильму «Особь» стали относиться как к характерному продукту своей эпохи. Он соединял жанры, редко смешиваемые в массовом кино, поэтому запомнился многим любителям фантастики. В последующие десятилетия выходили другие картины со схожими мотивами – например, фильм «Химера» (2009) о генетически модифицированном существе, «Живое» (2017) о внеземной форме жизни на космической станции или артхаусная фантастика «Побудь в моей шкуре» (2013) о хищнице в облике красивой женщины. Эти ленты более изощренные и серьезные, но отчасти развивают идеи, близкие «Особи». Тем не менее само сочетание научной фантастики и откровенного хоррора с элементами эротического триллера остается редким. Можно сказать, что эволюция жанров прошла довольно уникальный путь в этом фильме.

«Особь» остается любопытным примером того, как научные темы проникают в массовую культуру. В середине 90-х, на фоне интереса к космосу и вопросу одиноки ли мы во Вселенной, этот фильм предложил свою версию контакта с неизвестным разумом —- пусть и довольно вульгарную. Конечно, в реальности проект SETI не получил никаких зловещих сообщений с ДНК, и вероятность такого сценария ничтожно мала. Но сама идея, что сигнал из далекого космоса может изменить жизнь на Земле, продолжает будоражить воображение. Ученые до сих пор вслушиваются в звездный радиоэфир, надеясь установить долгожданный первый контакт. И хотя пока мы не получили ни дружеских, ни опасных инструкций от инопланетян, история «Особи» отражает наши вечные вопросы о космосе — что найдем мы там, и кто найдет нас.