Франция объявила конкурс на разработку многоразовой ступени для тяжелой ракеты
Созданием собственной многоразовой ракеты заинтересовалось французское космическое агентство CNES (оно же Национальный центр космических исследований). Только что им был объявлен конкурс на разработку верхней ступени для носителя тяжелого класса. Причем конкурс пройдет стремительно: на подачу заявок осталось всего 20 дней.
Разработка новой Ariane 6, еще в 2010-х годах предпринятая Европейским космическим агентством, затянулась сверх всякой меры. Лишь летом прошлого года она наконец впервые взлетела (хотя не обошлось и без неполадок), а второй запуск ЕКА откладывает до сих пор. Из-за этого многие заказчики из Евросоюза вынуждены прибегать к услугам иностранных космических подрядчиков — прежде всего SpaceX, которая в прошлом году начала выводить в космос даже европейские аппараты стратегического назначения.
На этом фоне французское космическое агентство решило форсировать создание собственного многоразового носителя, который «мог бы обеспечить ему конкурентные преимущества в условиях растущего спроса на пусковые мощности». В своей программе CNES выделило девять главных приоритетных направлений, одно из которых — это проект DEMESURE. Именно в его рамках планируется продемонстрировать овладение технологией создания разгонного блока многоразового использования.
Первоначальный обзор проекта был опубликован три дня назад. Судя по официальному заявлению CNES, агентство надеется в обозримом будущем разработать двухступенчатую ракету, способную доставлять на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку общей массой до 20 тонн (примерно такими же показателями обладает Ariane 6). Но французы сделали важную оговорку, что «первоначальная демонстрация» возвращаемой второй ступени пройдет «в уменьшенном масштабе».
Пока что «в процессе» находятся фазы разработки, обозначенные «0» и «A» — то есть общий анализ концепций, оценка технических требований и прикидка расходов. Игроки, которые хотели бы попытать счастья на этом этапе конкурса, должны будут подать заявки до 26 февраля.
Чем вызваны такие сжатые сроки — пока неизвестно. Затем последуют фазы под обозначениями с B по D, включающие в себя, в том числе, производство демонстрационной модели. Сам ее полет состоится в фазе E, после чего необходимо будет продемонстрировать восстановление второй ступени и ее пригодность к повторному использованию. Эксперты предполагают, что данный проект является преемником давней программы Themis. Но закончится ли он немного успешнее, чем она — покажет будущее.