Европейская ракета-носитель Ariane 6 отправилась в первый полет
Запуски

Европейская ракета-носитель Ariane 6 отправилась в первый полет

10 июля 2024 года, 06:17

Европейское космическое агентство (ESA) отправило в дебютный полет тяжелую ракету-носитель Ariane 6. Старт имеет решающее значение для Европы, которая на год лишилась возможности проводить космические запуски собственными силами. Полет проходил успешно, однако на заключительных этапах ракета столкнулась со сбоем, из-за чего ей не удалось свести с орбиты вторую ступень и выполнить эксперимент по входу в атмосферу части полезной нагрузки.

Ракета-носитель Ariane 6 стартовала с космодрома Куру во Французской Гвиане 9 июля в 22:00 по Москве. Запуск был задержан на час из-за обнаруженных неполадок в системе сбора данных. Отделение двух твердотопливных ускорителей успешно прошло спустя две минуты полета на высоте 62 км. Новый двигатель основной ступени Vulcain 2.1 на жидком водороде и кислороде, как и планировалось, отключился спустя менее чем 8 минут после старта. На второй ступени, через 18 минут после старта, запустился новейший, никогда ранее не опробованный в полете двигатель Vinci, благодаря которому она отправилась на эллиптическую орбиту высотой от 300 до 700 км. На этом успешно завершился первый этап полета. На втором этапе была испытана технология повторного запуска двигателя Vinci на второй ступени – непростой маневр, который удалось успешно осуществить в космосе.

Полезная нагрузка на борту Ariane 6 состояла из 17 компонентов: малых спутников от частных компаний, космических агентств и университетов, двух возвращаемых капсул и нескольких стационарных платформ для экспериментов. Большинство полезной нагрузки удалось успешно развернуть на заданных орбитах.

Однако не все прошло гладко: на заключительном этапе полета у Ariane 6 возникла проблема с вспомогательной двигательной установкой. Между вторым и третьим включением двигателя Vinci произошло отклонение от запланированной траектории – установка включилась, но через несколько секунд выключилась. Из-за этого верхнюю ступень не удалось свести с орбиты, как это планировалось. Она продолжит находиться на околоземной орбите несколько лет, после чего частично сгорит в плотных слоях атмосферы. По данным Reuters, из-за сбоя не получилось вернуть в атмосферу часть полезной нагрузки, а именно – две капсулы для научных экспериментов.

«Совершенно новую ракету запускают нечасто, и успех далеко не гарантирован. Для меня большая честь быть свидетелем этого исторического момента, когда новое поколение европейского семейства Ariane успешно стартовало, восстановив европейцам доступ в космосу. Это только первый шаг. Нам предстоит проделать еще много работы, но мы нацелены на изменение будущего европейской системы космических перевозок», - сказал руководитель ESA Йозеф Ашбахер. По его словам, следующий запуск не заставит себя долго ждать и состоится до конца текущего года.

Запуск имеет решающее значение для преодоления кризиса ракет-носителей в Европе, из-за которого страны ЕС временно лишились независимого доступа в космос. После вывода из эксплуатации Ariane 5 в июле 2023 года и потери «Союзов» из-за прекращения сотрудничества с Роскосмосом в 2022 году, у Европы почти год не было возможности проводить запуски своими силами — для этого приходилось обращаться к зарубежным партнерам.

Двухступенчатая европейская ракета-носитель Ariane 6 будет доступна в двух модификациях, в зависимости от требуемой грузоподъемности. Первая — Ariane 62, которая и отправилась в первый полет сегодня, – условно «легкая» версия с двумя твердотопливными ускорителями. Она будет использоваться для вывода до двух небольших спутников (главным образом, государственного и научного назначения) и сможет выводить полезную нагрузку массой около 4500 кг на геопереходную орбиту или 10 300 кг на низкую околоземную орбиту. Вторая, условно «тяжелая» версия — Ariane 64 — оснащена четырьмя ускорителями и сможет выводить на орбиту более крупные космические аппараты (в основном, коммерческие спутники). Она способна доставить полезную нагрузку массой до 11 500 кг на геопереходную и 20 600 кг на низкую околоземную орбиту.

В зависимости от модификации, у ракеты могут быть два или четыре стартовых твердотопливных ускорителя P120, разработанных итальянской компанией Avio, которые также используются в качестве первой ступени ракеты-носителя Vega C. Первая ступень оснащена кислородно-водородным двигателем Vulcain 2.1 — модернизированным вариантом Vulcain 2, который стоял на Ariane 5 и уже успел хорошо себя зарекомендовать. На второй ступени установлен новейший кислородно-водородный двигатель Vinci с возможностью повторного запуска в полете. Этот двигатель, значительно расширяющий возможности европейского носителя, до этого еще ни разу не использовался в орбитальных запусках.