ЕКА начинает подготовку экспедиции к сближающемуся с Землей астероиду Апофис
Проекты

ЕКА начинает подготовку экспедиции к сближающемуся с Землей астероиду Апофис

18 октября 2024 года, 10:55

Европейское космическое агентство (ЕКА) заключило контракт с компанией OHB Italia на начало работ по проекту «Рамзес», который предполагает отправку одноименного зонда к «потенциально опасному» астероиду Апофис. Впрочем, полного финансирования программа пока не получила — вопрос о выделении средств должны принять государства-члены ЕКА на следующей встрече, которая состоится только в конце 2025 года. Тем не менее разработку аппарата нужно начать уже сейчас.

Представители ЕКА и компании OHB Italia подписали соглашение о работах по проекту «Рамзес» на полях Международного астронавтического конгресса, который проходит с 14 по 18 октября в Милане. Сумма контракта составила $68 млн — эти средства планируется потратить на подготовку к одноименной экспедиции, цель которой — изучить астероид Апофис в преддверии его пролета вблизи Земли в апреле 2029 года.

Для этого европейцы хотят отправить к каменистому телу исследовательский зонд Ramses (Rapid Apophis Mission for Space Safety, «Рамзес»). Он будет представлять собой упрощенную версию аппарата Hera («Гера»), который был запущен 7 октября ракетой-носителем Falcon 9 — сейчас он направляется к астероиду Диморфу, ранее ставшему целью ударного зонда DART, и недавно прислал свои первые снимки из космоса.

Полное финансирование проекта «Рамзес» пока еще не утверждено. Его должны одобрить члены ЕКА на встрече в конце 2025 года. Выделенные же средства пойдут на предварительные работы по проекту — чтобы аппарат был готов к запуску в начале 2028 года и смог прибыть к Апофису за два месяца до того, как астероид облетит Землю. На эту сумму компания OHB, главный подрядчик Ramses (и Hera), начнет закупку комплектующих и завершит разработку дизайна аппарата.

Ранее в июле руководитель проекта «Рамзес» Патрик Мишель пояснил, что предварительные работы позволят доработать конструкцию космического аппарата, в частности, определить, какую полезную нагрузку, разработанную Индией, Японией, Южной Кореей, США и другими странами, стоит разместить на борту зонда.

Как уточнили в ЕКА, первоначальные $68 млн были выделены OHB в рамках двух программ — General Support Technology Program и Space Safety Program. Около $22 млн поступило от проекта «Гера», который уложился в бюджет. Эта экспедиция обошлась агентству в $393 млн, общая же стоимость проекта «Рамзес» не раскрывается.

Как ожидается, после запуска в 2028 году «Рамзес» прибудет к Апофису и исследует каменную глыбу с помощью научной аппаратуры. Основная задача — посмотреть на те морфологические изменения, которые будут происходить с астероидом по мере его сближения с нашей планетой. В частности, зонд оценит форму Апофиса, его поверхность, структуру, химический состав и орбиту. Полученные сведения, по мнению ученых, смогут пролить свет на происхождение и эволюцию астероида.