Европейский зонд Hera стартовал к астероиду Диморф
Запуски

Европейский зонд Hera стартовал к астероиду Диморф

7 октября 2024 года, 15:01

Американская компания SpaceX вернулась к полетам после девяти дней простоя из-за неудачного запуска своей главной «рабочей лошадки» Falcon 9. В понедельник, 7 октября, ракета-носитель успешно запустила научный зонд Hera («Гера») Европейского космического агентства (ЕКА). Развертывание аппарата на межпланетной переходной орбите состоялось через 1 час 16 минут после старта. Зонд направляется к двойной астероидной системе Дидим – Диморф, чтобы изучить последствия столкновения с аппаратом DART в 2022 году.

Ракета-носитель Falcon 9 стартовала с площадки SLC-40 базы Космических сил США на мысе Канаверал во Флориде 7 октября в 17:52 мск. Она вывела космический аппарат «Гера» на траекторию полета к астероидам Дидим и Диморф. Развертывание зонда на межпланетной переходной орбите состоялось спустя 1 час 16 минут после старта. SpaceX отправила в 23-й полет первую ступень B1061. В этот раз ускоритель использовался в расходуемой конфигурации из-за дополнительной производительности, необходимой для доставки полезной нагрузки на заданную орбиту.

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) 6 октября выдало лицензию на один запуск ракеты-носителя Falcon 9, однако следующие старты по-прежнему под запретом. «FAA определило, что отсутствие возвращения второй ступени в этом запуске в достаточной степени снижает основной риск для общественности в случае повторения инцидента», – пояснили в ведомстве. Решение о выдаче разрешения на остальные полеты будет принято после завершения расследования предыдущего аварийного пуска.

SpaceX приостановила запуски из-за инцидента с Falcon 9, произошедшего во время старта 28 сентября. Тогда ракета-носитель выводила на низкую околоземную орбиту пилотируемый корабль Crew Dragon с экипажем Crew-9 – космонавтом Роскосмоса Александром Горбуновым и астронавтом NASA Ником Хейгом. Ей удалось удачно стартовать и первая ступень отработала штатно, совершив посадку на площадку LZ-1 на мысе Канаверал. Проблемы возникли со второй ступенью: после отделения корабля с экипажем, она внепланово сошла с орбиты и упала в океан за пределами целевой зоны. 30 сентября FAA потребовало провести расследование произошедшего.

Выведенный на орбиту аппарат «Гера» попытается понять, какие последствия повлекло за собой столкновение ударного зонда NASA DART с астероидом Дидим и его спутником Диморф в сентябре 2022 года. Европейский аппарат измерит размер кратера, который образовался из-за удара, а также изучит структуру, состав и массу Диморфа, чтобы понять, насколько такой радикальный способ, предложенный американским агентством, может изменить орбиту и форму небольших небесных тел. Кроме того, «Гера» впервые проведет анализ внутреннего состава астероида, создав карту его поверхности с разрешением в несколько метров, а также также исследует облако из обломков, которое было выброшено в двойную систему после столкновения.

Габариты «Геры» – 1,6×1,6×1,7 м, а масса чуть более 1,1 т. Для получения энергии он оснащен двумя солнечными панелями. На борту установлено две камеры с пространственным разрешением в 1 м на 10 км, два тепловизора – гиперспектральный и инфракрасный, альтиметр с точностью до 0,5 м, а также спектрометр, радиоволновый прибор на основе эффекта Допплера.

Кроме того, зонд будет нести два 6-юнитовых кубсата – Milani и Juventas разработки компаний GomSpace и Tyvak. Каждый из них – массой около 12 кг. Они будут развернуты после прибытия к астероидной системе. Milani будет служить для картирования и изучения состава поверхности двух астероидов, а также анализа космической пыли вокруг них, в том числе для поиска следов воды и органических материалов. Juventas изучит внутреннюю структуру Диморфа и его гравитационное поле.

Путь зонда «Гера» до астероидной системы займет более двух лет. Прибытие ожидается 28 декабря 2026 года. В марте 2025-го аппарат совершит гравитационный маневр у Марса, во время которого пролетит в 5000 км от поверхности Красной планеты и будет наблюдать ее спутник Деймос, после чего направится к своей точке назначения. Планируется, что зонд будет проводить научную работу в течение 6 месяцев. После этого кубсаты планируется посадить на астероид Диморф, чтобы изучить состав его поверхности, а сама «Гера» попробует совершить посадку на Дидим.