Аппарат «Рамзес» изучит сближающийся с Землей астероид Апофис
Проекты

Аппарат «Рамзес» изучит сближающийся с Землей астероид Апофис

18 июля 2024 года, 13:09

Европейское космическое агентство определилось с тем, какой именно аппарат отправить к астероиду Апофис, который через несколько лет пролетит на достаточно малом расстоянии от Земли. Им станет «Рамзес» — крупный экспериментальный зонд, процесс создания которого только что официально стартовал. Его запуск в конце текущего десятилетия должен будет послужить как науке, так и обеспечению безопасности человечества перед угрозами из космоса.

Астероид Апофис в прошлом десятилетии стал поводом для апокалиптических настроений у некоторых землян, которые всерьез опасались, что он может врезаться в нашу планету. С тех пор ученые неоднократно рассчитывали его траекторию, исключив серьезные шансы на столкновение. Но это не значит, что из космоса не появятся другие, более опасные пришельцы, к визиту которых человечество должно быть готовым. И идеальный полигон такой подготовки - Апофис.

Сразу несколько космических агентств и целая плеяда частных компаний выразили желание поучаствовать в «охоте» за крупным астероидом. В их числе и ЕКА, которая выбирала между двумя проектами — маленьким, дешевым Satis и достаточно внушительным «Рамзес». Теперь выбор окончательно сделан в пользу последнего.

Название зонда (хоть и представляет из себя аббревиатуру от Rapid Apophis Mission for Space Safety), не случайно: змей Апоп (Апофис - греческий вариант его имени), в честь которого назван астероид, происходит именно из египетской мифологии. Теперь аппарат, названный в честь одного из самых знаменитых нескольких царей Древнего Египта, займется его преследованием. Произойдет это в 2029 году, когда «древнее чудовище» будет приближаться на рекордное расстояние к Земле.

«Рамзес» вылетит навстречу Апофису почти за год до этого события (ориентировочно — в апреле 2028 года), и его научная аппаратура станет сканировать каменную глыбу и происходящие с ней морфологические изменения по мере сближения с нашей планетой. Тщательно изучены будут формы астероида, его поверхность, структура, химический состав, орбита, вращение и ориентация. Подобного рода исследования не проводились ещё ни разу в истории и должны предоставить целый ворох уникальных фактов о внутренней структуре, происхождении и эволюции астероида.

Тем не менее, сроки создания аппарата весьма сжатые, и ЕКА запросило разрешение начать подготовительные работы «как можно скорее». Но европейская бюрократия труднопреодолима даже в такой чрезвычайной ситуации, поэтому заседание ЕКА, на котором будет решаться данный вопрос, состоится лишь в ноябре 2025 года.

Впрочем, «Рамзес» будет не единственным аппаратом, на который ляжет труд по изучению Апофиса: НАСА недавно перенаправило в его сторону свой OSIRIS-REx, по такому случаю переименованный в OSIRIS-APEX. Но он сблизится с астероидом лишь после его пролета мимо Земли. Так что европейский аппарат даст ученым уникальную возможность оценить состояние космического «гостя» до и после, а также обкатать возможные механизмы защиты Земли от его аналогов в будущем.