Blue Origin впервые испытала двигатели второй ступени New Glenn
Американская компания Blue Origin провела первое огневое испытание двигателей второй ступени ракеты-носителя New Glenn. Успешные результаты тестов на шаг приближают предприятие Джеффа Безоса к дебютному полету, запланированному на ноябрь, однако специалистам предстоит еще много работы.
Статические огневые испытания двух двигателей BE-3U на второй ступени New Glenn (GS2) прошли 23 сентября на стартовом комплексе №36 базы Космических сил США на мысе Канаверал во Флориде. Обе установки, работающие на жидком кислороде и водороде и создающие тягу в 78,5 т каждый, в течение 15 секунд горели почти прозрачным пламенем, температура которого приближалась к 3300°C. Проведенные тесты стали первыми для второй ступени New Glenn. Их целью было проверить слаженную работу всех подсистем ракеты, двух двигателей и наземных систем управления.
Компания Blue Origin планирует отправить New Glenn в первый полет в ноябре. Разработка носителя ведется более 10 лет – с 2012 года, а провести дебютный запуск планировалось еще в 2021-м, однако дата старта постоянно переносилась.
В начале сентября стало известно об изменении полезной нагрузки ракеты: ожидалось, что она отправит в космос два марсианских зонда NASA ESCAPADE, но теперь она должна будет вывести на околоземную орбиту космическую платформу Blue Ring разработки все той же Blue Origin.
Успешные показатели испытаний приближают Blue Origin к долгожданному дебютному запуску, но специалистам компании предстоит еще много работы. Например, им нужно завершить сборку первой ступени и объединение двух ступеней, после чего провести огневые испытания собранной конструкции.
Уложится Blue Origin в этот срок или нет, зависит от ряда факторов. Во-первых, от погоды: на побережье Флориды в ближайшее время ожидается ураган «Хелен», который может повлечь за собой ряд неблагоприятных погодных условий. Кроме того, компания может столкнуться с техническими трудностями, которые неизбежно сопровождают крупные космические транспортные средства на этапе интеграции и испытаний.
Опасения не беспочвенны, учитывая, что за последние месяцы при сборке New Glenn произошло как минимум две аварии: в первый раз из-за халатности рабочих оказался поврежден топливный бак ракеты, а во второй – взорвалась ее верхняя часть в ходе испытаний.
New Glenn – двухступенчатая ракета-носитель тяжелого класса. Ее высота – 98 м, диаметр – 7 м. Она способна вывести на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой до 45 т, а на геопереходную орбиту – до 13 т. Первая ступень – многоразовая, она оснащена семью кислородно-метановыми двигателями BE-4. Вторая ступень – одноразовая, с двумя кислородно-водородными двигателями BE-3U.