Кононенко и Чуб сегодня установят новый рекорд по длительности полета на МКС
На орбите

Кононенко и Чуб сегодня установят новый рекорд по длительности полета на МКС

20 сентября 2024 года, 08:55

Российские космонавты Олег Кононенко и Николай Чуб готовятся побить рекорд по длительности полета на МКС. Предыдущая планка была установлена в сентябре прошлого года Дмитрием Петелиным и Сергеем Прокопьевым, которые провели на орбите 370 суток. Но сегодня в 16:06 мск это достижение будет превышено. Однако один из будущих рекордсменов Кононенко, который в сумме скоро налетает в космосе почти 1110 суток, обратил внимание, что МКС медленно, но верно стареет, а мест на станции для хранения грузов становится все меньше.

Действующий рекорд по продолжительности полета в рамках программы МКС пока принадлежит участникам 68-й и 69-й длительных экспедиций — россиянам Сергею Прокопьеву и Дмитрию Петелину, а также астронавту NASA Франциско Рубио. Они вернулись с орбиты на Землю 27 сентября, проведя в космосе чуть больше года. Если быть точнее, их полет на МКС длился 370 суток 21 час 22 минуты 16 секунд.

Таким образом Петелин и Прокопьев превысили достижение своего соотечественника — Петра Дуброва, который провел на станции 355 суток 3 часа 45 минут 21 секунду (с апреля 2021 года по март 2022 года). Но 20 сентября в 16:06:51 мск и их рекорд будет побит, сообщили в Роскосмосе. Отмечается, что уже через три дня, 23 сентября, Чуб и Кононенко возвратятся домой на корабле «Союз МС-25» после своего 374-суточного полета.

Более того, Кононенко, возглавляющий отряд космонавтов Роскосмоса, по окончании экспедиции отметится еще одним достижением: его суммарный налет в космосе достигнет 1100 суток. Ранее в феврале он уже побил мировой рекорд, превзойдя показатель Геннадия Падалки, который за пять полетов набрал в сумме 878 суток. Кононенко же (по состоянию на 4 февраля) налетал 1000 суток, и это еще не предел.

Однако проблема в том, что МКС в скором времени будет выведена из эксплуатации, напомнил Кононенко, за плечами у которого уже пять космических полетов. По его словам, она не просто «стареет», но и «обрастает жирком». В частности, космонавты испытывают «катастрофическую» нехватку мест хранения. С одной стороны, это вызвано желанием обеспечить МКС необходимым запасом приборов, с другой — связано с постоянным ростом числа научных экспериментов. Как отметил Кононенко, установка нового оборудования зачастую производится за счет мест жилой зоны.

Несмотря на это, состояние орбитального комплекса, причем как внутри, так и снаружи, строго контролируется. Например, в российском сегменте специалисты в течение всего года занимались выявлением и решением проблем на всех станционных системах. «За состоянием станции следят строго и придирчиво, поскольку это один из важнейших вопросов безопасности экипажа», — констатировал Кононенко.

О том, что МКС подходит «к финишу своего существования», заявлял и гендиректор Роскосмоса Юрий Борисов. Поэтому госкорпорация активно занимается проектом строительства Российской орбитальной станции (РОС). Ее развертывание на орбите планируется в 2027-2033 годах, чтобы обеспечить непрерывное продолжение пилотируемой программы. С графиком создания РОС можно ознакомиться в нашей статье.