Российской орбитальной станции быть. Утвержден график создания РОС
Проекты

Российской орбитальной станции быть. Утвержден график создания РОС

2 июля 2024 года, 08:08

Сделан еще один важный шаг на пути создания Россией собственной орбитальной станции. 2 июля гендиректор Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов утвердил генеральный график реализации федерального проекта «Создание космического комплекса российской орбитальной станции», подписанный 19 генеральными директорами основных предприятий и организаций кооперации по созданию РОС.

Также сегодня были подписаны госконтракты на опытно-конструкторские работы по созданию космического комплекса РОС и космического комплекса с пилотируемым транспортным кораблем и ракетой-носителем «Ангара» на космодроме Восточный.

Согласно утвержденному графику, первым в 2027 году с космодрома Восточный будет запущен научно-энергетический модуль РОС. В последующие три года будет создано ядро станции путем присоединения еще трех модулей: универсального узлового, шлюзового и базового. Второй этап сборки РОС начнется в 2031 и закончится в 2033 году. В этот период РОС пополнят еще два целевых модуля.

Генеральный график охватывает не только работы по проектированию, изготовлению и запуску модулей, но также летные испытания пилотируемого транспортного корабля, производство ракет-носителей, создание необходимой наземной инфраструктуры и, конечно, работы по сопровождению и управлению станцией.

Финансирование федерального проекта «Создание космического комплекса российской орбитальной станции» объемом 608,9 млрд рублей зафиксировано в паспорте проекта и утверждено 20 марта заместителем председателя правительства – министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым.

В результате реализации проекта по утвержденному генеральному графику будет обеспечено непрерывное продолжение российской пилотируемой программы с учетом прекращения участия России в проекте МКС. Кроме того появится возможность решения широкого спектра задач в интересах развития народного хозяйства, государственной безопасности, международного сотрудничества, техники и науки.

Российская орбитальная станция будет не менее уникальной, чем советский орбитальный комплекс «Мир» и Международная космическая станция.

РОС станет первым пилотируемым космическим аппаратом, летающим по приполярной орбите с наклонением 97 градусов к плоскости экватора.

Такая орбита даст возможность с использованием оптических, инфракрасных, ультрафиолетовых и других детекторов, а также радиолокационными средствами наблюдать не только всю территорию России, но и стратегически важную на ближайшие десятилетия акваторию Северного Ледовитого океана, а также территорию  Антарктики в интересах экономики и обороны России.  Причем это можно будет делать каждые полтора часа, что очень важно для отслеживания перемещения различных объектов.

МКС летает по орбите с наклонением 51.7 градуса и траектория ее полета проходит под радиационными поясами, которые значительно защищают ее от космической и солнечной радиации.  Но человечество все ближе подступает к осуществлению дальних пилотируемых полетов.

Орбита РОС будет пересекать, а частично даже пролегать выше радиационных поясов Земли. Такая орбита позволит проводить медико-биологические исследования организма человека при воздействии галактической и солнечной радиации, проверять способы нейтрализации воздействия этого излучения на живые организмы, проводить испытания новых средств, материалов и способов защиты. Таким образом РОС приблизит безопасный для человека полет на Марс.

Не менее важное отличие РОС - возможность работы в беспилотном режиме. МКС из-за значительного превышения ресурса основных модулей станции, который был рассчитан на 15 лет работы, нельзя оставить без экипажа. Но длительные полеты через радиационные пояса опасны для космонавтов.

РОС  будет летать в основном в автоматическом режиме. Космонавты будут туда прилетать на непродолжительное время для подключения и наладки нового научного оборудования, профилактических работ и ремонта бортовых систем, извлечения из приборов и последующей доставки на Землю результатов экспериментов. Такой режим эксплуатации станции существенно дешевле, чем постоянно пилотируемый и не допускает получение космонавтами опасной дозы облучения.

Проект РОС предусматривает создание не менее двух целевых модулей. В зависимости от состава научной программы на такие модули можно будет доставлять оборудование, предназначенное для исследований в различных областях знаний – космической медицине, биотехнологии, материаловедении, космических технологиях, для визуально-инструментальных наблюдений Земли, для образовательных программ и так далее. Например, эксперименты с отработкой методов получения полупроводниковых кристаллов, пленок, в том числе с помощью молекулярно-лучевой эпитаксии. Достижение значимых результатов в этой области может дать серьезный толчок развитию отечественных нанотехнологий, микро- и наноэлектроники. То же относится и к решению актуальных задач в области биотехнологии. В одном из таких модулей сможет производиться сборка и тестирование автоматических аппаратов, подготовка, настройка и ремонт испытуемых образцов перспективной аппаратуры. Не обойтись и без универсального программного обеспечения.

Длительность работы МКС лимитируется во многом работоспособностью самого первого модуля - ФГБ «Заря», запущенного в далеком 1998 году. Его ресурсы давно исчерпаны. Для поддержания его работоспособности требуется все больше средств и рабочего времени. Устаревают и другие модули. Конфигурация РОС, в отличие от МКС, позволит заменять любой устаревший модуль на новый.

Таким образом у Российской орбитальной станции появятся все возможности стать вечным форпостом на околоземной орбите.