Пролетевшая звезда могла «подарить» спутники Юпитеру и Сатурну
Большой взрыв

Пролетевшая звезда могла «подарить» спутники Юпитеру и Сатурну

13 сентября 2024 года, 13:53

Пролет неизвестной звезды миллиарды лет назад мог привести к целому ряду событий в Солнечной системе, установили европейские исследователи. Например, воздействие светила могло исказить орбиты целого ряда небесных тел и привести к появлению спутников у планет-гигантов.

Говоря о нашей Солнечной системе, мы предполагаем, что она заканчивается на самой удаленной из известных планет – Нептуне, однако до сих пор точно известно, сколько небесных тел находится за пределами его орбиты. По словам астрофизика Сюзанны Пфальцнер из Исследовательского центра в Юлихе (Германия), таких транснептуновых объектов может быть сотни или даже тысячи, а некоторые из них вполне могут достигать более 100 км в диаметре и двигаться по наклоненным орбитам.

Вместе с Амитом Говиндом и Саймоном Портеджисом Цвартом из Лейденского университета (Нидерланды), Сюзанна Пфальцнер использовала более 3000 компьютерных симуляций, чтобы попытаться понять возможную причину таких необычных орбит. Астрофизики обнаружили, что объяснением такого явления может быть пролет другой звезды.

В таком случае становится понятно, почему два небесных тела – 2008 KV42 и 2011 KT19, движутся в направлении, противоположном движению планет. Влияние звезды также могло отразиться на траектории движения особо удаленных объектах, таких как карликовая планета Седна, или на небесных телах, которые движутся по орбитам, перпендикулярным планетам.

«Лучшее соответствие сегодняшней внешней части Солнечной системы, которое мы обнаружили с помощью нашего моделирования, – это звезда, которая была немного легче нашего Солнца – около 0,8 солнечных масс. Эта звезда пролетела мимо нашего Солнца на расстоянии около 16,5 млрд км, что примерно в 110 раз дальше расстояния между Землей и Солнцем и менее чем в четыре раза превышает расстояние до самой удаленной планеты – Нептуна», - пояснил Амит Говинд.

Однако самым удивительным открытием ученых стало то, что пролет звезды миллиарды лет назад может объяснить явления, происходящие ближе к Земле. Моделирование показало, что некоторые транснептуновые объекты могли быть «заброшены» в нашу Солнечную систему, а именно – в область планет-гигантов Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. В таком случае некоторые из этих объектов оказались на их орбите и стали естественными спутниками.

Это объясняет, почему внешние планеты нашей Солнечной системы имеют два разных типа спутников, поясняют авторы работы. В отличие от обычных «лун», которые вращаются вблизи планеты по круговым орбитам, «неправильные» небесные тела вращаются вокруг них на большем расстоянии по наклонным, вытянутым орбитам. Если гипотеза европейских ученых подтвердится, этому загадочному явлению, наконец, найдется объяснение.

Ранее зонд NASA «Юнона» зафиксировала на поверхности спутника Юпитера Ио ранее неизвестный вулкан. Поскольку на более ранних снимках, сделанных аппаратом «Галилео», признаков вулканического кратера в этой местности замечено не было, ученые сделали вывод, что вулкан – новый, и возник в течение последних нескольких лет.